Мода на активный велосипедный отдых с каждым годом увеличивает количество велосипедистов на городских трассах, особенно это ощутимо с приходом весны. Многие новички на велобайках плохо знают правила дорожного движения и часто устраивают аварийные ситуации на дорогах. Фактически райдеры, как и все участники дорожного движения, при нарушении ПДД рискуют получить штраф. Штрафы велосипедистам за нарушение ПДД с каждым годом ужесточаются. Какие штрафы и за какие нарушения ожидают водителя велотранспорта, рассмотрим подробней.
Правила движения для велосипедистов
Законодательно прописано в ПДД, что велосипед представляет собой транспортное средство, а человек, управляющий им – водитель. Поэтому весь перечень правил, касающийся транспортного средства, будет относиться и к велотехнике.
В сравнении с водителем автомобиля, водитель велобайка может превратиться в пешехода, если он спешится и поведет велобайк около себя. В ПДД указано, что пешеходом является лицо, которое находится на пешеходном переходе или дороге вне транспортного средства передвижения.
Прежде чем выезжать на улицы на байке, обязательно нужно ознакомиться с правилами ДД, как для водителей транспортного средства (велосипеда), так и для пешеходов, чтобы не допустить нарушений и штрафов. При игнорировании ПДД велосипедистом, увеличивается угроза создания аварийной ситуации на проезжей части. Это может повлечь за собой не только поломку транспорта, но и человеческие жертвы.
Итак, велосипед это двухколесное транспортное средство, приводимое в движение с помощью мускульной энергии ездока. С 2020 года по правилам дорожного движения велобайк может быть обеспечен электродвигателем с небольшой мощностью (не более 0,25 кВт), который автоматически отключается после достижения скорости 25 км/ч. Нарушение этих ограничений ПДД несет штраф.
Техническое состояние
ПДД запрещают выезжать на проезжую часть на неисправном велобайке – это грубое нарушение, которое приводит к штрафу. Велосипедист обязан проводить техосмотр своего транспортного средства заблаговременно. Особое внимание следует уделять тормозной системе и управлению рулем. Некоторые райдеры для облегчения веса своего «коня» снимают тормоза. Это недопустимое нарушение несет огромную угрозу жизни ездоку и всем автолюбителям на трассе.
Управление транспортным средством
Райдер обязан передвигаться по дорогам города, строго соблюдая скоростной режим, читать информацию на дорожных знаках, останавливаться и снова двигаться по сигналам светофоров.
Согласно правилам, штраф грозит грубым нарушителям, которые позволили себе управлять велотранпортом в нетрезвом виде. Запрещается передавать свой велосипед лицам в алкогольном опьянении – это нарушение, будет штраф (п.2.7).
Повороты по сигналу
Велосипедист по ПДД обязан (п.8.1) заранее оповещать сигналами проезжающие рядом автомашины о том, что намерен остановиться или начать движение, перестроиться или совершить поворот. Это делается световыми сигналами или рукой в соответствующую сторону. Правая вытянутая рука сигналит о повороте направо, левая – налево, торможение для остановки – поднятая вверх рука. При изменении траектории движения велосипедист не должен резко сбавлять скорость или останавливаться. Грамотно исполненные сигналы уберегут ездока от аварийной ситуации, нарушений ПДД и штрафов.
Расположение велосипедиста на дороге
Согласно правилам дорожного движения по городским дорогам разрешается ездить лицам с 14 лет. В разделе 24 (п. 1-6) прописан порядок движения велосипедистов в городской черте:
- по велодорожкам или отведенным полоскам;
- по краю справа на проезжей части – если отсутствует спецполоса и дорожка, при этом движение совершается в один ряд (если движение нескольких велосипедистов одновременно);
- по обочине дороги – не будет нарушением, только если перечисленные выше варианты невозможны.
Каждый следующий пункт ПДД подразумевает, что движение по предыдущему пункту невозможно, в противном случае будут штрафы.
С конца 2018 года в городах стали появляться велосипедные зоны, которые выделяются соответствующими дорожными знаками. Согласно правилам дорожного движения, велотехника в данных зонах имеет приоритет перед автотранспортом.
С 2019 года по ПДД велосипедист может ехать по полосе для общественного транспорта (п.18.2) лишь если на дороге расположены соответствующие указатели. Если дорожных знаков не поставлено, а на въезде стоит знак «кирпич», то велобайк, как и все автомобили, не имеет право на движение по этой дороге – это нарушение и штраф.
В 2020 году на дорогах будут выделяться полосы для велобайков и обозначаться знаками. По таким полосам разрешается движение исключительно велосипедам и мопедам.
Пешеходные переходы, парки и тротуары
Чтобы избежать штрафа, и не совершать грубейшего нарушения ПДД, велосипедист (п.14.1) должен уступать дорогу для пешеходов:
- на пешеходных переходах со светофором и без него;
- на городской дороге, где проезжает трамвай (на остановке) и из него выходят люди, а так же пассажирам, которые направляются к трамваю на посадку.
Движение на байке по тротуару по ПДД без штрафа разрешено детям до 14 лет, а также взрослому человеку, перевозящему детей (до 7 лет). Исключительный случай, когда не будет нарушения правил при движении по тротуару, это если отсутствует возможность передвижения на автодороге.
Обязательно надо помнить, что при большом и плотном потоке людей на тротуаре, чтобы не произошло столкновения с пешеходами, велосипедисту необходимо спешиться и везти велотехнику рядом с собой.
Фары и световые приборы
По правилам дорожного движения (п. 19.1-5) вечером на велосипеде должны работать фары и фонари, днем – ближний свет (для обозначения присутствия).
Штрафы и санкции
При несоблюдении ПДД велосипедистом на дороге, возможны аварийные ситуации. Поэтому за нарушение правил предусмотрены штрафы и санкции (ст. 12.29 п.2-3) в разных размерах:
- Согласно закону за любое невыполнение или нарушение ПДД велосипедистом, взимается штраф в размере 800 руб.;
- Управление байком в алкогольном состоянии и нарушение ПДД в нетрезвом виде влечет уже административный штраф в размере 1 000 – 1 500 руб.;
- Если едущий на велобайке (ст.12.30) создаст помехи движению транспорта, то штрафные санкции будут в размере 1 000 руб.;
- При нанесении ущерба здоровью человека (легкой и средней тяжести) штрафные санкции до 1 500 руб.
По сравнению с взысканиями, предъявляемыми водителям автомобилей (до 30 000 руб.), санкции для велосипедистов во много раз меньше.
Штрафы велосипедисты получают за следующие наиболее распространенные нарушения ПДД:
- Алкогольное опьянение – садиться за руль велосипеда в нетрезвом виде запрещено;
- Техническая неисправность байка – необходимо проводить техосмотр велобайка перед каждым выездом на городские улицы. Поломка в механизме может стоить жизни человека;
- Передвижение по проезжей части дороги без предупредительных сигналов – при совершении маневров и виражей без светового сигнала или сигнала рукой, велосипед обязательно создаст аварийную ситуацию, вопреки ПДД, и будет за нарушение оштрафован;
- Разворот на проезжей части (там, где больше чем одна полоса в одно направление) или поворот налево – грубые и недопустимые ошибки. Если по каким-то причинам нужно двигаться именно в данном направлении, то водитель байка должен сойти со своей велотехники и перейти по «зебре» в качестве пешехода в нужную сторону. Далее уже можно продолжать путь, как велосипедист;
- Переезд пешеходного перехода на велобайке – очень опасный шаг, люди не слышат и не ожидают ездока, столкновения неизбежны. Получают травмы и молодежь, и пожилые люди. Велосипедист должен сойти с байка и перейти «зебру» в качестве пешехода;
- Движение по дороге навстречу машинам – категорически запрещено ПДД. По статистике в таких ситуациях погибает большое количество детей и подростков. Передвижение на велосипеде возможно только в одном направлении с потоком автотранспорта.
Итоги
Правила дорожного движения в обязательном порядке должен знать каждый велосипедист. Проезжая по улицам города согласно закону, избегая нарушений, водитель велобайка делает безопасным передвижение свое и окружающих. Если бы каждый райдер с полной серьезностью относился к правилам передвижения на велотехнике, то аварийных ситуаций было бы значительно меньше, как и выписываемых штрафных санкций. А штрафы = это мелочь, в сравнении с возможными последствиями для здоровья участников ДТП.