Чем отличается трещотка от кассеты

Опубликовано: 13.06.2019
Изменено: 13.06.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 61

Трещотка и кассетаВелосипед имеет множество небольших элементов различных по конструкции, но функционально похожих. Например, велосипедная кассета может иметь два вида. Внешне новичку сложно будет понять, чем они отличаются между собой. Но если заглянуть внутрь, то можно понять их элементарные отличия. Вот сейчас мы и поможем разобраться чем отличается трещотка от кассеты.

Устройство и отличие

Трещотка и кассетаКассета (трещотка) находится на заднем колесе велосипеда и выполняет роль переключателя скоростей. Ближе всего к втулке звезды большего диаметра и далее по убыванию. На табло переключателя, который находится на руле, маленькая передача означает, что цепь находится на большой звезде. Соответственно, если владелец велосипеда повышает значение передачи (число на переключателе), то цепь переключается на меньшую звезду. Весь набор звезд, отвечающих за переключение скоростей, крутится на храповом механизме. Который в зависимости от вида имеет различное месторасположение – то ли встроен в набор звезд, то ли в механизм втулки. Это и различает между собой наших конкурентов.

Трещотка

ТрещоткаХраповик находится внутри набора звезд, а крепление представлено в виде резьбы или зубьев. Отличительной особенностью является количество звезд, их бывает 5-7, что меньше по сравнению с кассетой. Материал изготовления обычно сталь. Срок функционирования ходового механизма меньше, а при повышении свойств трещотки потребуется более качественный материал, что потянет за собой повышение стоимости всей детали. Механизм представляет собой целостную конструкцию, в которой невозможно заменить одну деталь. При поломке потребуется замена всей трещотки, что является большим минусом. В процессе езды на велосипеде подшипник трещотки, расположенный со стороны звезд, оказывает воздействие на центр оси из-за асимметричного расположения подшипников по отношению к оси, что приводит к появлению трещин и искривлений. К дополнительным минусам относится «прикипание» резьбового механизма в следствии постоянного затягивания при педалировании. Отчего такая система является не востребованной и устанавливается только на бюджетные велосипеды, если речь идет об MTB дисциплинах. Как исключение выступают дисциплины, например, BMX и Dirt. Где наоборот данный вид популярен, но и делается механизм на совсем другом уровне и стоит совсем других денег.

Итог: использование данной системы в MTB дисциплинах – архаизм. Ввиду своего большого веса, малой надежности и дополнительных проблем с перегрузкой оси колеса из-за несимметричного расположения подшипников во втулке. Ставятся только на бюджетные велобайки из-за низкой стоимости. В дисциплинах же BMX, Dirt, FreeStyle и т.п. – имеет популярность, но и делается на другом уровне и с другой стоимостью.

Кассета

Храповик расположен внутри барабана втулки, а крепление набора звезд на барабан осуществляется при помощи шлицов. Что исключает возможность взаимозамены систем без замены втулки. Данная система обладает рядом преимуществ и разнообразий в принципах изготовления. В отличие от конкурента, подшипники находятся на одинаковом расстоянии от оси и не оказывают на нее давления.

Разновидности

Кассета спейсернаяКассеты на велосипед имеют несколько разновидностей, в основе которых лежит различный способ соединения звезд между собой и на барабане:

  • Спейсерная. Представляет собой звезды, между которыми имеются пластиковые спейсеры (проставки) с установленной толщиной, для поддержания одинакового расстояния. И где каждая звезда прикреплена отдельными щлицами к барабану.В в таком устройстве нагрузка при езде на велосипеде передается прямо на барабан, что считается недостатком;
  • На пауке. Имеет общее соединение в виде пауке, где на лапке в виде лесенки имеется соответствующее крепление для звезды нужного диаметра. Паук полый и обычно изготавливается из алюминия. Поэтому такое устройство выигрывает в весе и ставится на барабаны, выполненные из алюминия. Так как в местах повышенной нагрузки мягкий алюминий не должен контактировать с более прочной сталью;
  • Кассета на паукеБлочная. Данная разновидность выделяется конструкцией, в которой имеются пауки, на которых надеты средние и большие звезды. Меньшие – устанавливаются отдельно на шлиц барабана, так как могут быстрее прийти в негодность и была возможность заменить каждую;
  • Цельнофрезерованные. Изготавливают как цельный блок, где нижняя звезда выполняет роль щлица для барабана. Конструкция прочная, легкая, не имеет дополнительных креплений. Но при всех плюсах, есть и весомый недостаток – по сравнению с остальными кассетами имеет самую высокую стоимость.

Преимущества

Как уже упоминалось выше, у велокассет есть ряд преимуществ перед велотрещотками:

  • По количеству звезд. От самых архаичных  7и  до самых современных 12и;
  • Все устройство имеет меньшую массу;
  • Меньше свободного хода при начале педалирования;
  • Необходимое усилие для прокручивания кассеты нужно меньше;
  • Не оказывает негативного воздействия на ось в процессе езды на велосипеде, из-за симметричного расположения подшипников во втулке;
  • Обслуживание происходит значительно проще и дешевле. Особенно если необходимо заменить одну деталь, а не всю конструкцию целиком;
  • Срок использования намного больше.

Обслуживание

Обслуживание трещотки и кассетыКак и для всех других компонентов велосипеда, сезонный технический осмотр приветствуется. Но здесь имеет смысл и более частые манипуляции по соблюдению чистоты. Так как трансмиссия взаимодействует непосредственно с маслом, пылью и грязью. А значит и с риском повышенного износа деталей.

Обслуживание кассеты или трещотки может включать в себя как полный их разбор, так и частичный. В первую очередь нужно соблюдать чистоту звезд и цепи. Для этого можно использовать специальную щетку с длинными и жесткими пучками и средства для очистки трансмиссии. Или обычную с короткими ворсинками при разобранной кассете. После чего звезды протирают и по необходимости смазывают. Не стоит забывать, что неочищенная цепь, может опять запачкать кассету или трещотку, так что её также стоит почистить и смазать заново.

Для того чтоб провести разбор узла переключения скоростей велосипеда потребуется несколько специальных инструментов: съёмник для кассеты или трещотки подходящий по размеру, хлыст и гаечный ключ нужного размера. При отсутствии первых двух, их можно приобрести в велосипедном магазине.

  • ъемник кассетыСъемник необходимого размера вставляется внутрь кассеты или трещотки. Удостоверьтесь, что съемник сел плотно. Это нужно для того, чтобы можно было ключ зацепить и раскрутить конструкцию;
  • Ключ накидывают на съемник, а на большую звезду хлыст. Последний представляет собой ключ соединенный с небольшим кусочком цепи. И проводим раскручивание кассеты или трещотки. Удерживаем хлыстом звезды от проворачивания, а ключом совершаем обороты. При выполнении лучше, если велосипед будет закреплен или будет придерживаться помощником;
  • ХлыстПо окончанию раскручивания, снимаем все устройство трещотки или звезды кассеты. Проводим осмотр на наличие дефектов или стертости зубьев. Стертость проверяется с целью исключения возможности соскакивания цепи в процессе езды на велосипеде. Эффективным способом очистки считается, как вариант, вымачивание велокассеты в бензиновой ванной или аналогичной обезжиривающей жидкости;
  • После очистки и сушки, делаем все в обратном порядке.

Провести обслуживание возможно и при отсутствии съёмника. Вместо этого, можно использовать щлицевую трубу и ключ нужного размера. Однако такой способ более трудоемкий и длительный.

Итоги

Разобраться с различием устройства трещотки и кассеты велосипеда не так уж и сложно. При катании в MTB дисциплинах выбор очевиден – кассета. Уровень и разнообразие коих на любой вкус и цвет, под любые нужды и требования. От спейсерных модификаций до цельнофрезерованных. Вес, надежность и производительность неоспоримы

Если же вы увлекаетесь слоупстайловыми дисциплинами, дертовыми  – тогда для вас есть и качественные варианты трещоток. На что упадет выбор уже будет зависеть от ваших потребностей и бюджета.

Не зависимо от того, что именно вы выберете, сезонное техническое обслуживание никто не отменял. А в данном случае и периодические чистки от масла, грязи и пыли. Иначе снижение КПД при педалировании и повышенный износ деталей механизма вам обеспечен. Чистку зачастую можно осуществлять и самому, но при наличии необходимых инструментов, в виде хлыста и съемника. Как выше упоминалось, можно не приобретать специальный съёмник, но тогда процесс будет более трудоемким и долгим. Поэтому в первый раз стоит обратиться за помощью к более опытному владельцу велосипеда, имеющего съемник для кассеты или трещотки. В ином же случае веломастера вам в помощь.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up