Что такое эксцентрик для велосипеда

Опубликовано: 26.01.2020
Изменено: 26.01.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 15 459

Что такое велоэксцентрикВелосипедисту регулярно приходится проводить обслуживание своего велобайка, поэтому важно понимать, чем проще будет механизм разборки, тем быстрей и легче будет весь процесс. При установке некоторых деталей можно выкроить для владельца велосипеда несколько минут, а иногда и сэкономить средства на покупку новых. Например, такая незначительная деталь, как эксцентрик. Это очень удобная вещь и даже новичку с простеньким велотранспортом стоит разобраться, что такое эксцентрик для велосипеда и его разновидности. Поэтому стоит уделить время на данную статью, дабы выяснить все тонкости.

Устройство и принцип действия велоэксцентрика

ВелоэксцентрикиЭксцентриком называется механизм, закрепляющий ось на велосипеде. Существует три места применения: на втулке, на подседельной трубе и точки соединения элементов складного велотранспорта.

дропауты рамыЧаще всего велоэксцентрик используется для крепежа втулки на дропаутах рамы велосипеда. Механизм может применяться как для передних колес, так и для задних, соответственно конструкция может немного изменяться.

Устройство

КонструкцияКонструкция эксцентрика представляет собой высокопрочную ось, вставленную в зажимную ручку с уплотнительной резинкой, с одной стороны, чаще всего поверх последней одета чаша. Посередине две пружинки, надетые на ось (пружинки используются для велоэксцентрика, устанавливаемого на втулках колеса) и колпачок с насечками, который накручивается с другой стороны. Данная конструкция является наиболее распространенной, но может изменяться в зависимости от разновидности, в соответствии с этим на ось одевают дополнительные детали.

Положительные стороны

ВтулкаВелоэксцентрик обрел популярность на современных велосипедах, так как превосходит в удобстве крепежа по сравнению с гаечным. При этом качество ничем не хуже, но при условии, что эксцентрик исправен и находится в хорошем состоянии.

Удобство использования данной конструкции особенно ощущается в поездках на велосипеде. Когда нужно разблокировать велоколесо, то его можно легко снять, без использования ключей для раскручивания гаек. Последние в течение времени прикипают и открутить становится проблематично и понадобится время, а в будущем потребуется замена на новые.

Отрицательные стороны

При всех достоинствах механизма, существует и обратная сторона:

  • При неправильной установке или недостаточном затягивании может случиться авария с более серьезными проблемами для владельца велосипеда. Такая же ситуация касается и складного велосипеда, где эксцентрик используется для соединения складывающихся частей транспортного средства;
  • Легкость снятия эксцентриком является и недостатком. Оставить такой велотранспорт припаркованным на стоянке не получится, иначе можно остаться без колеса или седла, или же, наоборот, останется только одно колесо (в зависимости от места крепления велозамка). Для исключения возможности кражи нужно приобретать дополнительные замки и с их помощью соединять между собой велоколеса с рамой, рамы с седлом и т. д.

Виды и основные характеристики

Различают несколько разновидностей велоэксцентриков, в зависимости от места крепления на велотранспорте, материала изготовления и размера. Но все они имеют одинаковый принцип действия. Чаще всего изделие изготавливают из хромолибденового или титанового сплава.

Эксцентрик quick-release (QR)

quick-releaseЗнающие английский язык поймут из названия — быстросъемный эксцентрик. Является наиболее применяемым. Ставится на велосипеды низко-среднего ценового сегмента.

Особенность заключается в том, что ставится он на велосипеды с разрезными дропаутами, так как диаметр оси составляет 10 мм переднего колеса и 9 мм заднего, а диаметр требуемого велоэксцентрика 5 мм. Такой велосипед предназначен для обычного катания, и этого значения более чем достаточно. QR-эксцентрик для велобайка изготавливают длиной 100 мм и 135 мм.

Thru-axle велоэксцентрик

Thru-axleДанный вид велоэксцентрика ранее устанавливали исключительно на колесах велотранспорта, используемого в агрессивных заездах, в современных реалиях на подавляющем большинстве велотехники средне-высокого ценового сегмента. Так как на колеса приходится большое давление, то и ось должна выдерживать соответствующую нагрузку. Данная конструкция эксцентрика ставится в дропауты закрытого типа, дабы при езде не было люфтов колеса.

Переднее велоколесо имеет длину втулки 100 мм и 110 мм с соответствующим диаметром 15 мм. и 20 мм.

Заднее имеет параметры длины в 135, 142, 150, 157 мм., чему соответствует диаметр 12 мм. При помощи велоэксцентрика ширину втулки можно увеличить с 135 мм на 157 мм., добавлением проставок.

Boost thru-axle

Boost thru-axleДанный стандарт используется для владельцев велосипедов, катающихся в стиле эндуро. Втулки имеют четкие размерные стандарты длины — 148 мм. с диаметром 12 мм. и 110 мм на 15 мм.

Производители утверждают, что повысилась жесткость переднего велоколеса, так как втулка на 10 мм. стала шире. Ширина изменилась за счет увеличения расстояния между фланцами.

Как установить колесо на велоэксцентрике

Установку колеса, независимо от того, переднее оно или заднее, нужно проводить предварительно перевернув велотранспорт вниз рулем или закрепив в монтажной стойке.

В таком положении хороший доступ к эксцентрику и исключено выпадение колеса из разрезанного дропаута рамы велобайка:

  1. Вводим колесо в пазы дропаута, чтобы втулки встали на места;
  2. Для начала нужно открыть велоэксцентрик, то есть повернуть ручку, чтобы она являлась ровным продолжением оси. С противоположной стороны скручиваем колпачок;
  3. Вставляется ось эксцентрика во втулку, придерживая колесо велосипеда. Одеваем с другой стороны колпачок и аккуратно закручиваем. Все это время зажимная ручка механизма находится в открытом положении. Как только колпачок закрутили, можно прижать ручку. Прижатие не должно быть слабым или наоборот сильно тугим, что также нехорошо. Зажимая, нужно прилагать усилие, но в пределах разумного.

Проверку надежности зажима лучше всего проводить на месте. Ее делают таким образом: задняя часть велобайка приподнимается и резко отпускается, чтобы колесо слегка подпрыгнуло от пола. После чего велоколесо прокручивают с силой, шатания колеса между дропаутами быть не должно.

Итоги

Легкие в использовании и практичные велоэксцентрики доказали свое преимущество перед креплением при помощи гаек. Во время установки эксцентрика на велосипед не возникает трудностей с отсутствием инструмента, что существенно облегчает ремонт при длительном заезде. А разобраться в конструкции механизма с целью поддержания его в надлежащем состоянии, не составит труда даже неопытному владельцу велобайка. Если использовать велоэксцентрик правильно, то он прослужит длительное время верой и правдой.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий