Что такое ободные тормоза велосипеда и как их настроить

Опубликовано: 13.06.2019
Изменено: 13.06.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 9 044

Ободные тормозаОбодные тормоза, это понятие в сфере горных велосипедов уже давно считается пережитком прошлого и используется только в бюджетных моделях стальных коней. Но они всё также популярны в дисциплине шоссейных байков и некоторых других. Возникает закономерный вопрос — почему так? Поэтому далее мы расскажем что такое ободные тормоза велосипеда и как их настроить, каковы достоинства и недостатки данной системы.

Устройство и разновидности

Устройство ободных тормозов для велосипеда в техническом плане простое и их конструкция состоит из тормозных колодок, нескольких рычагов, тросиков и ручки. Многие начинающие велорайдеры используют их как основной вид тормозов. Они всё ещё популярны и используются в некоторых дисциплинах. К тому же они достаточно недорогие.

Существует несколько разновидностей данных систем:

  1. V-Brake системы;
  2. Клещевые;
  3. Кантилеверные;
  4. Гидравлические.

V-Brake ободные тормозаНаиболее популярными являются V – образные. По-другому их называют векторными. Свое название получили благодаря V – образному способу крепления. Тросик, идущий с ручек, заходит с боковой стороны к одному из рычагов и соединяет их. Рычаги же крепятся на раме велосипеда, в специально отведенных для них месте. Если таковых не имеется, то устанавливаются съемные крепления, так называемые переходники. Подобная система обеспечивает наилучшее торможение.

Клещевые ободные тормоза

Клещевые тормоза встречаются гораздо реже. В основном применяются на шоссейных велосипедах. Исходя из своей конструкции и получили подобное прозвище. Рычаги располагаются в форме клещей. Обладают маленьким весом. Имеют меньшую прочность из-за ненадежного крепления.

Кантилеверные ободные тормозаКантилеверные были очень распространены до появления V – образных систем. Данный вид является предшественником первых. Но из-за более тяжелой настройки стали гораздо менее популярными и практически не используются. Хотя, если обратиться к мастеру и произвести профессиональную настройку устройства, то по эффективности они не будут уступать первым.

Гидравлические ободные тормозаГидравлический тип тормозов отличается от других тем, что здесь используется специальная жидкость. При нажатии на ручки, активируется гидролиния, которая действует на рычаги. Начинается торможение. В принципе, все то же самое, что и в остальных системах. Но, как говорилось ранее, здесь применяются жидкость или масло.

Принцип действия

Независимо от вида используемых ободных тормозов, принцип действия у них практически схож. Первыми в дело вступают ручки, которые располагаются на руле велосипеда. При нажатии на них, натягиваются тросики, которые в свою очередь воздействуют на рычаги. Последние же действуют на тормозные колодки и вследствие этого обод как бы зажимается в тисках. Начинает действовать сила трения и колесо постепенно останавливает свое движение.

Достоинства и недостатки

Как и у любых систем, у ободных тормозов имеются как плюсы, так и минусы. Т.к. большинство спортсменов, использующих ободные тормоза, используют V-Brake систему, то стоит рассказать о достоинствах и недостатках именно этой конструкции.

Среди наиболее главных преимуществ можно выделить следующие пункты:

  • Несложная конструкция. В случае необходимости легко заменяются и ремонтируются. Из-за широкого распространения в бюджетных моделях велосипедов, их можно найти практически в любом велосипедном магазине;
  • Благодаря своей простоте имеют малую цену. Для начинающих велосипедистов, с небольшим бюджетом – отличный вариант;
  • Имеют небольшой вес. Минимальная нагрузка на спицы и втулки велосипеда;
  • При продолжительной работе слабо нагреваются.

Если говорить об обратной стороне V – образных тормозов, то можно отметить несколько нюансов, а именно:

  • При изменённой геометрии колеса, например, в случае восьмёрки. Вследствие этого, во время движения, колодки могут задевать колесо и будет происходить постепенное торможение;
  • Если в солнечную и сухую погоду они достаточно хорошо выполняют свою функцию, то в дождливые сезоны, когда везде много грязи, такого не скажешь. При попадании грязи или воды на колодки тормозной системы велосипеда, чувствительность при торможении будет снижена. Это может повлечь за собой опасные ситуации;
  • Достаточно быстро приходят в негодность при активной или экстремальной езде;
  • По сравнению с дисковыми, требуют больших усилий при нажатии на тормозную ручку;
  • Из-за особенностей конструкций большинства современных велосипедов, возможность установить на них V – образные тормоза просто-напросто отсутствует.

Настройка V-brake систем

Принципы настройки системы

V-Brake ободные тормозаОбодные тормоза должны правильно прижиматься к ободу колеса. Это важная часть их работы. При необходимости можно регулировать систему крепежа колодок. Колодки крепятся с помощью нескольких гаек с шайбами и резиновых прокладок. Если нужно что-либо подкорректировать, то в первую очередь ослабляются гайки. Теперь колодки можно слегка сдвигать. Они должны быть строго параллельно ободу колеса и не касаться покрышек. В большинстве случаев расстояние между ними должно быть не меньше 1 мм.

Но и здесь есть некоторые особенности. Если на велосипеде используются мягкие колодки, то при работе они слегка деформируются. Поэтому они должны располагаться не параллельно ободу, а таким образом, чтобы их передняя часть была буквально на 1 мм ближе, чем задняя. Этого можно добиться с помощью тонкой прокладки толщиной от 1 мм до 1,5 мм, которая подкладывается в задней части колодок. Если же используются жесткие, то они крепятся параллельно ободу колеса.

После настройки, нужно нажать на ручку и подтянуть гайки. При этом нужно обращать внимание на то, чтобы вся конструкция тормозов не сдвигалась с места. Кроме этого, можно настроить и рычаги. При правильной регулировке они зажимаются и расходятся синхронно. Если этого не происходит, необходимо обратить внимание на регулировочные винты, которые находятся у самого основания рычагов. При избыточном отклонении винт откручивается. Если отклонение недостаточное – закручивается.

Процесс смазки

V-Brake ободные тормозаЗдесь все довольно просто. В качестве смазки годным решением будут аэрозоли. Также применяются и некоторые масла. В основном смазка наносится на тросики. Чтобы все равномерно распространилось, стоит несколько раз нажать на тормозные ручки. Тросики выполнят движение, и смазка ляжет более равномерно.

Все делать аккуратно и стараться не допускать попадания на обод колеса велосипеда и на колодки системы. Если подобное случилось, хорошо протереть обезжиривателем. Иначе торможение будет менее эффективным.

Замена ободных тормозов

Замена V – образных тормозов достаточно простая. Самое главное в процессе не торопиться. Колодки бывают разные и какие именно использовать, лучше спросить в специализированном магазине.

Первое с чего начинать – снятие гаек и шайб. После, старые колодки отделяются от основного тормозного устройства. Новые колодки ставятся на место прежних. При этом нужно, чтобы они были направлены на обод. Чтобы избежать скрипов во время езды, нужно проследить за тем, чтобы колодки полностью контактировали с ободом.

Итоги

Конструкция ободных тормозов проста и не требует от пользователя большого опыта и высокого мастерства. Они легко заменяются, настраиваются и стоят недорого. Если сравнивать их с дисковыми, то конечно, имеются значительные недостатки. Но для начинающих велосипедистов, некоторых велодисциплин и бюджетных велосипедов, этот вариант более практичен и выгоден. Если же вы намерены кататься на не бюджетном велобайке в горных дисциплинах и вам важно иметь возможность тормозить с помощью одного-двух пальцев, то вам не подойдут ободные варианты. Да вы, скорее всего, и не сможете их установить на своего коня.

Также не стоит забывать и об обслуживании тормозного устройства. Их время от времени нужно смазывать и следить за их состоянием. Если они сильно износились, лучше их заменить. Благо, установка новых колодок не займет много времени.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий