Существует ряд велосипедных дисциплин, не заточенных под какие-то конкретные действия и маневры. То есть, например, если в BMX и в триале райдеры совершают исключительно трюковые действия и им необходим максимально маневренный велосипед. То в случае с кросс-кантри, трейл, эндуро – важна универсальность велобайка, а не исключительно его легкость или проходимость. Универсальность в передаточных числах трансмиссии, универсальность в угле рулевой колонки, универсальность в посадке. Одним из компонентов для велосипеда, добавляющих универсальности, и является пневматический подседельный штырь. Давайте разберемся в том, что такое пневматический подседельный штырь для велосипеда и какие он дает преимущества перед обычным.
- Что такое подседельный штырь
- Что такое пневматический подседельный штырь
- Сферы применения
- Достоинства и недостатки
- Общая конструкция
- Разновидности
- По типу приведения в действие механизма
- По типу прокладки кабелей
- По общей длине конструкции
- По диаметру подседельной трубы
- Стоимость
- Дополнительные особенности
- Итоги
Что такое подседельный штырь
О том, что такое подседельный штырь и какой он бывает, мы уже рассказывали ранее в одной из наших статей.
Основная задача подседельного штыря, какой бы конструкции он не был, удержание и регулировка седла в определенном положении. В число регулировок обычно входят: настройки седла по высоте, по наклону относительно горизонта и повороту вокруг своей оси.
Что такое пневматический подседельный штырь
Пневматический подседельный штырь (Dropper posts) – это устройство с мгновенно изменяемой высотой седла по желанию велосипедиста. Также, на сленге велосообщества, его часто называют дроппером, пневмо подседелом и другими вариантами сокращений. Это по истине одно из наилучших инженерных произведений за последние годы в сфере велосипедов.
Сферы применения
Как уже упоминалось ранее, есть ряд велосипедных дисциплин, где важна универсальность велосипеда, а не только максимальная легкость или максимальная жесткость. Например, в кросс-кантри заездах, трассы проходят по пересеченной местности. В пределах одной трассы встречается ряд различных препятствий, для которых неплохо было бы иметь возможность налету менять посадку, для комфортного их преодоления и для экономии драгоценных секунд. Тоже самое с трейл и эндуро дисциплинами. Маршрут который может пролегать не только вниз по трейлу (тропинке), а и с затяжными апхиллами (подъемами) во время того, как райдеры добираются до желаемого спуска.
А как известно, для комфортного преодоления подъема и экономии «жизненного ресурса» коленных суставов, необходимо это делать с поднятым седлом. Таким способом меняется посадка – смещая центр тяжести к рулю, разгружаются колени, повышается усилие на педалирование.
При спуске же с уклона наоборот – седло опускается, повышая маневренность наездника, давая возможность смещать центр тяжести за седло. В случае с исполняемыми элементами на трейле тоже самое, с поднятым седлом райдер практически обездвижен в плане свободы действий.
Достоинства и недостатки
К основному и единственному неоспоримому достоинству пневматического штыря относится возможность мгновенно налету изменять под собой высоту седла.
Недостатков всего несколько, но они все же есть:
- Стоимость устройства. Цена среднестатистического пневматического подседела в 5 — 10 раз выше среднестатистического алюминиевого не пневматического штыря;
- Вес пневмо подседела. Вес конструкции в 2 – 5 раз выше, чем у обычной алюминиевой не пневматической конструкции.
Общая конструкция
Состоит подседельный дроппер из нескольких основных компонентов:
- Пневматический, обычно обслуживаемый, картридж;
- Трос с рубашкой для воздействия на клапан картриджа. Или же гидролиния, в зависимости от решения производителя;
- Рычаг на руль, рассчитанный на работу с тросиком или же гидролинией. Как исключение бывает вариант рычага, расположенного прям на штыре, под седлом.
Разновидности
В современной реальности существуют вариации пневматических подседельных штырей, в зависимости от требований покупателя.
По типу приведения в действие механизма
В данный момент на рынке существует четыре основные разновидности типов приведения в действие механизма пневматических подседельных штырей:
- Расположение рычага, приведения в действие механизма, под седлом. Это наиболее бюджетный вариант конструкции. На фоне остальных разновидностей, этот вариант наименее удобный в использовании. А учитывая стремительное снижение стоимости пневматических дропперов, подседельное расположение рычага практически вытиснилось с рынка другими конструкциями;
- Рычаг управления нарульный с гидролинией. В данном случае рычаг выглядит как курок переключения скоростей и располагается там же – на руле. Но, по аналогии с гидравлическими тормозами, имеет гидролинию, с помощью которой и приводит в действие клапан пневматического картриджа. Также не самое популярное решении, так как гидролиния имеет свои слабые места. Например, она имеет свойство завоздушиваться или же со временем терять качество масла, на основе которого она и работает. В обоих случаях необходима прокачка гидролинии с частичной или полной заменой масла. А это лишние заботы и затраты на обслуживание;
- Рычаг управления нарульный тросиковый. Наиболее востребованная вариация. Когда производители смекнули, что в данном случае на рычаг не прикладываются такие усилия, как на тормоза, поняли, что нецелесообразно вносить в конструкцию лишние усложнения в виде гидролинии;
- Новомодный, совсем недавно появившийся на рынке вариант – беспроводное управление дроппером. В данном случае на подседельном штыре устанавливается беспроводная система управления и аккумулятор, а на руль цепляется эргономичная беспроводная кнопка со своей батарейкой формфактора «таблетка». Крайне достойный тип управления. Но пока система совсем «молодая», потому стоимость таких дропперов крайне высока. На рынке она представлена несколькими пневматическими подседельными штырями: Magura Vyron eLECT и RockShox Reverb AXS.
По типу прокладки кабелей
Следующая стадия различий заключается в типе прокладки кабелей от рычага управления к пневматическому картиджу:
- Внешняя. Кабеля тянутся по внешней стороне рамы велосипеда. Не самый эстетически совершенный вариант. Но пока достаточно распространенный, потому как далеко не все производители конструируют рамы с внутренней прокладкой тросов;
- Внутренняя прокладка. Прокладка кабеля тянется внутри рамы и практически не видна снаружи, кроме части от рычажка до канавки рамы. Это решение более эстетичное и удобное. С каждым годом рам, поддерживающих внутреннюю проводку, становится все больше;
- Без кабелей. Этот вариант доступен на соответствующих пневматических подседельных штырях с беспроводным управлением. Самый крутой и самый дорогой.
По общей длине конструкции
Еще одно различие заключается в длине корпуса подседельного штыря. От которой, в свою очередь, косвенно зависит и максимальная длина хода выдвигаемого штока. При этом чем больше диапазон хода штока, тем больше длина корпуса дроппера ему необходима, но у дропперов с большой длиной корпуса не обязательно может быть большая длина хода штока.
Длина корпуса представленных на рынке моделей составляет от 295 мм. до 560 мм. Длина хода штока от 35 мм. до 210 мм.
По диаметру подседельной трубы
И наконец различие по диаметру подседельной трубы. Этот параметр присутствует и в обычных подседельных штырях.
В данный момент их существует 4 разновидности:
- 27.2 мм.;
- 30.9 мм.;
- 31.6 мм.;
- 34.9 мм..
Наиболее распространенные из них это 30.9 мм. и 31.6 мм.
Стоимость
Если 5 – 6 лет назад стоимость пневматического подседельного штыря зашкаливала за $400 и выбрать особо не из чего было. То сейчас диапазон цен достаточно широкий и выбрать, в зависимости от личных требований, можно за вполне вменяемые деньги:
- Один из самых бюджетных вариантов пневматических подседелов с внешней прокладкой кабелей, обойдется в пределах 7400 рублей. Например, пневматический механизм «Brand-X Ascend II External»;
- Бюджетные варианты с внутренней прокладкой кабелей находятся рядом по стоимости. Например, «Brand-X Ascend», стоимостью около 8200 рублей;
- А вот новинка рынка, беспроводной дроппер стоит, конечно, гораздо выше. Самый доступный вариант сейчас обойдется в 21500 рублей и это будет «Magura VYRON eLECT».
Правда, стоит отметить, что цены взяты с интернет-магазинов, приближенных к производителям, то есть европейских. На просторах стран СНГ стоимость будет несколько выше.
Но для тех, кто имеет опыт покупок из-за рубежа, названные цены будут действительными на дату публикации статьи.
Дополнительные особенности
Отметим и несколько не стандартных особенностей от некоторых производителей.
Например, бренд Fox выделяет часть своих пневматических подседельных штырей на фоне других за счет использования на штоке своего фирменного покрытия Kashima Coat. Золотой цвет которого сложно перепутать с большинством других штырей от иных брендов. По утверждениям компании Fox и по некоторым тестам, это одно из самых прочных стойких к повреждениям покрытий.
А вот бренд Specialized пошел дальше и совсем недавно выпустил на рынок продвинутую версию своего пневматического подседельного штыря. Его «фишка» заключается в том, что он корректирует угол наклона седла в зависимости от выставленной высоты штока. И нужно заметить эта технология имеет все шансы на существование. Дело в том, что в зависимости от высоты седла, меняется и посадка райдера. Когда седло находится в своем максимально высоком положение, то комфортный угол наклона обычно – горизонтально земле. А при максимально опущенном положении седла, нос седла обычно наклоняют чуть выше горизонта. Вручную этого делать конечно же никто не станет, при каждом изменении высоты на ходу. А вот изменение угла в автоматическом режиме – достойное решение производителя. Правда цена на этот дроппер в данный момент слишком высока. Стоимость Specialized Command Post WU около 44000 рублей.
Итоги
Пневматический подседельный штырь – это весьма достойное технологическое решение от производителей за последние годы. Это устройство сильно добавляет, как к универсальности велосипеда для соревнований, так и к комфорту покатушек для любителей гонять по пересеченной местности со спусками и подъемами вверх по склонам. Стоимость устройства с каждым годом становится все доступнее общим массам владельцев велосипедов. Разные типы конструкции и системы управления покроют запросы как любителей чего-то попроще и подешевле, так и требовательных, жаждущих максимально технологичного устройства с беспроводным управлением или с автоматическим изменением угла наклона седла.