Интенсивная езда на велосипеде не обходится без ударов и падений. Большинство из них, к счастью, остается без последствий, как для велосипедиста, так и для транспортного средства. Однако некоторые неприятные ситуации приводят к тому, что велосипед повреждается. Колесо наиболее подвержено деформации, так как именно оно испытывает максимальные нагрузки. Чаще всего оно приобретает форму восьмерки, что не препятствует передвижению, но делает велосипед менее комфортным и быстрым. Исправить этот дефект не является слишком сложной задачей, поэтому знать, как исправить восьмерку на колесе велосипеда, следует каждому райдеру.
Что представляет собой восьмерка
Колесо для любого велобайка должно иметь идеально круглую форму. Восьмерка представляет собой отклонение обода от плоскости вращения. Это значит, что когда колесо вращается, его обод повторяет форму восьмерки. При этом нередко раздается характерный щелкающий звук, повторяющийся всякий раз, когда обод делает полный оборот.
Восьмерка возникает в случаях, когда при повреждении велобайка на ободе появляется изгиб, и происходит его отклонение от плоскости. Наличие такого повреждения позволяет эксплуатировать велосипед, однако езда на нем не будет слишком приятной. Искривление вызывает толчки и специфические колебания рамы, что со временем приведет обод в полную негодность, и на велосипед придется устанавливать другое колесо. К тому же искривление не позволяет в полную силу разогнать велосипед, так как этот дефект подтормаживает вращение.
Причины возникновения дефекта
Чаще всего восьмерка возникает при неудачном наезде на препятствие или падении велобайка с высоты. Изгиб может появиться как непосредственно после происшествия, так и спустя некоторое время. В результате удара велосипед повреждается, дефект, незаметный сразу, может обнаружить себя после того, как велосипед проедет несколько километров.
Однако и при абсолютно безаварийном передвижении по идеально гладкому дорожному полотну на ободе может образоваться восьмерка. Следует учитывать, что на колесо постоянно оказывают влияние следующие нагрузки:
- вертикальные – колесо испытывает их постоянно под воздействием веса райдера и самого велобайка;
- поперечные – им велосипед подвергается при интенсивном разгоне и резком торможении;
- осевые – воздействуют на колесо при совершении резких маневров и при поворотах.
Со временем эти нагрузки приведут к тому, что колесо утратит свою изначальную форму и приобретет изгиб. Как скоро появится восьмерка, зависит от ряда факторов:
- стиля езды;
- вида дорожного покрытия;
- наличия на трассе препятствий (актуально при езде по бездорожью);
- соответствия веса велосипедиста заявленному при подборе двухколесника;
- материала, из которого изготовлен обод.
Типы изгибов
Новое колесо всегда имеет идеально круглую форму. Однако велосипед не может долго стоять на месте. Различные факторы приводят к тому, что колесные обода со временем деформируются. Наиболее часто встречаются следующие дефекты:
- восьмерка;
- зонт;
- яйцо.
Восьмерка представляет собой изгиб части обода, в результате которого плоскость вращения деформированной части перестает совпадать с тем, как вращается остальное колесо. Именно этому дефекту колесо, установленное на велосипед, подвергается наиболее часто. И хотя непосредственной угрозы для работоспособности велобайка этот дефект не представляет, он требует устранения в самое ближайшее время, чтобы без опасений эксплуатировать транспортное средство.
Зонтом называют такое положение обода, когда он не находится непосредственно в середине втулки, а имеет смещение в одну из сторон. Некоторые райдеры придерживаются мнения, что если зонт не оказывает негативного воздействия на колесо и не ухудшает скоростных характеристик, которыми обладает велотранспорт, то такая деформация не нуждается в исправлении.
Яйцо чаще всего возникает, когда велосипед приземляется с большой высоты. Колесо деформируется, приобретает изгиб и из круглого становится овальным. Использовать велосипед с деформированным яйцеобразным ободом также не рекомендуется ввиду возможных более серьезных повреждений транспортного средства.
И хотя велосипед с изгибом обода вполне может продолжить движение, деформацию обода следует устранить как можно скорее, чтобы избежать дорогостоящего ремонта в недалеком будущем.
Как выявить наличие дефекта
Чтобы устранить дефект, в первую очередь следует выявить место изгиба обода. Для этого велотранспорт необходимо перевернуть вверх колесами и надежно зафиксировать на седле. Опытные райдеры выявляют повреждение, комбинируя визуальный и контактный способы.
Визуальный способ заключается в определении повреждения без использования подручных средств. Велоколесо следует раскрутить до максимально возможной скорости, чтобы получить возможность определить место, где находится деформация. На малой скорости выявить изгиб невозможно. При необходимости частоту вращения можно увеличить при помощи педалей. Восьмерка будет явно отличаться от основной плоскости вращения.
Контактный способ предполагает использование мела в качестве маркера. Когда колесо раскрутится до приемлемой скорости, к ободу следует поднести мел и с силой прижать. Рука при этом должна оставаться неподвижной. В том месте, где присутствует деформация, появится отчетливая белая линия, становящаяся еле заметной к краям восьмерки.
Какой инструмент используется для устранения восьмерки
Чтобы отремонтировать велоколесо, не требуется специальный сложный инструмент. Искривление исчезнет только при наличии терпения и ловкости велосипедиста, взявшегося за ремонт. Для устранения повреждения необходимы:
- мел;
- спицевой ключ;
- станок для центровки – необходим для сложных случаев при наличии на велобайке трех — четырех мест искривления.
Как устранить восьмерку
После того, как место расположения дефекта установлено, можно начинать ремонт. Существует два способа, при помощи которых искривление гарантировано устраняется – это силовой метод и регулировка путем подтяжки спиц.
Силовой метод
Силовой метод используется лишь тогда, когда проблема возникла в походных условиях и срочно устранить ее необходимо, чтобы добраться до дома. Для этого необходимо перевернуть велотранспорт и снять колесо, повернув обод к себе поврежденным местом. Нажимая коленом на изгиб, следует оказывать максимальное усилие на область деформации, благодаря чему восьмерка исчезает.
Этот метод считается не слишком удачным, так как существует вероятность:
- выгнуть обод в противоположную сторону;
- сломать его, значительно повредив велосипед.
Также следует учитывать, что небольшой дефект таким способом практически не устраняется, а при изготовлении некоторых ободов для велобайков используются такие сплавы, которые невозможно деформировать при помощи физической силы человека.
Метод подтяжки спиц
Регулировка методом подтяжки спиц является более результативной, позволяя полностью восстановить обод и сделать велосипед работоспособным. В тех случаях, когда повреждение возникло не в результате удара или падения, основной причиной деформации называется ослабление спиц. Велосипед для ремонта необходимо перевернуть на седло.
После определения места деформации, необходимо подтянуть каждую спицу на участке изгиба при помощи спицевого ключа на один оборот. Начинать устранять повреждение следует примерно с середины искоивления, вращая ключ в сторону от выпуклости.
Если восьмерка образовалась между двумя спицами, одну из них следует подтянуть примерно на треть оборота, вторую – на столько же ослабить.
Если изгиб возник напротив какой-либо спицы, ее следует подтянуть на четверть оборота спицевого ключа, а две соседние — ослабить на 1/8 оборота.
Отрегулировав спицы, следует проверить, удалось ли устранить деформацию. Для этого колесо нужно раскрутить, чтобы определить осталась ли проблема. Если изгиб увеличился, необходимо ослабить те спицы, которые затягивались, и наоборот. При отсутствии дефекта велосипед можно эксплуатировать дальше.
При исправлении восьмерок важно соблюдать баланс – нельзя перетягивать спицы, а также излишне ослаблять их, чтобы избежать их поломки и повреждения обода.
Итоги
Эти несложные рекомендации помогут не впадать в панику при виде восьмерки на колесе и научат быстро справляться с такими дефектами своими силами.