Как правильно переключать скорости на велосипеде

Опубликовано: 13.06.2019
Изменено: 13.06.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 754

Как правильно переключать скорости на велосипедеДля любителей активного отдыха в последние годы предлагается большой выбор велосипедов, предназначенных как для прогулок по городу, так и для экстремального отдыха. Практически все современные модели имеют несколько переключений скоростей, а вот точное и правильное их использование известно не всем. Между тем, эта система позволяет эксплуатировать велобайк грамотно и бережно. Как правильно переключать скорости на велосипеде рассмотрим подробней далее.

Важно научиться правильно переключать скорости

Если использовать для передвижения велосипед с одной передачей, то сразу будет заметна прилагаемая дополнительная нагрузка при езде по бездорожью, в отличии от гонки по шоссе. Ну а если впереди необходимо преодоление возвышенностей и горок, то нагрузки возрастают многократно.

Именно для того чтобы снизить эти нагрузки до минимума, а так же регулировать их, и созданы современные переключения передач. Обязательно надо научиться правильно ими пользоваться, чтобы передвижение на велосипеде было по максимуму эффективно и комфортно на любых трассах, особенно при подъеме в гору.

Переключение механизмов должно быть четко согласованным между собой, чтобы не допустить преждевременную поломку цепи и выхода из строя всей трансмиссии. Научившись совершать грамотное переключение скоростей, велосипедист будет подбирать самый оптимальный темп в езде и затрачивать минимальное количество сил.

Общие рекомендации

Манетки переключения передач велосипедаМногие велосипеды, выпущенные в настоящее время, имеют до 3-х звезд спереди (в системе) и от 7 до 12 сзади (в кассете), между ними натянута цепь. Переключение или манетки (с цифрами, соответствующими скоростям) расположены на руле велобайка:

  • слева располагается манетка, регулирующая скорости спереди;
  • справа – манетка передвигает цепь по кассете;
  • соединение механизмов на руле и на раме выполнено двумя тросами.

При переключнии манеток происходит смещение цепи на нужные звезды.

Просто так, не зная принципа работы передач, не стоит щелкать по скоростям велосипеда. Существуют такие комбинации передних и задних звезд, которые могут впоследствии привести к поломке трансмиссии – допускать их категорически нельзя.

Правильное положение цепи

Правильное положение цепиГлавное правило положения цепи – ее параллельное расположение относительно плоскости звездочек, без перегибов и перекосов. Если сидя на велосипеде, посмотреть сверху на цепь в трансмиссии, то можно увидеть ее расположение:

  • Передняя и задняя части цепи лежат параллельно или под чуть заметным изгибом – это правильно выставленные скорости;
  • Между передней и задней частью цепи ощутим резкий изгиб – это перекос. Он будет виден при установке первой скорости спереди (левая манетка) и наивысшей сзади (правая манетка). Это неправильное соотношение, оно может повредить цепь и механизмы велосипеда.

Правильное соотношение передач

В зависимости от ситуаций на дорогах, качества трасс, выставляются те или иные скорости. Рассмотрим основные принципы на примере типичной трансмиссии 3х9.

Система велосипедаНа передних звездах (системе) лежит ответственность за выбор сложности трассы и езды:

  • Первая звезда – самая маленькая, выбирается, когда велосипед поедет по грязи, песку, бездорожью. Подъем в гору и каменистые трассы тоже проходят на ней;
  • Вторая – больше по размеру, подойдет для трассы с многочисленными поворотами, где велобайк ждет дорога без покрытия, ухабы и небольшие неровности;
  • Третья – самая большая, выбирается для езды по ровному шоссе, для максимальных скоростей.

Каждой из передних передач системы соответствует комплект задних (кассеты).

Кассета спейсернаяКассета необходима для более точной настройки переключения передач велосипеда под конкретную ситуацию на дороге (например, спуск и подъем в гору). Нумерация задних звезд идет в обратном порядке по сравнению с передними. Первая – самая большая, далее нумерация увеличивается, а диаметр звезд уменьшается, в зависимости от количества в данной модели велосипеда.

Существует простая формула, по которой можно рассчитать, как правильно использовать переключение передач. Для этого общее количество задних передач делят на общее количество передних и получают соотношение задних для каждой из передних. Например, при трансмиссии из 3-х передних и 9-и задних звезд, каждой передней будут соответствовать 3 задние (9:3=3).

На примере легко можно сориентироваться в переключении передач:

  • По прямой и ровной шоссейной трассе велосипедисту рекомендовано использовать большую (третью) переднюю звезду, а значит, что к ней подойдут 9,8 и 7 задние звезды;
  • По проселочной дороге, с неровностями ездоку на велобайке стоит выбрать вторую переднюю и соответствующие ей 6,5,4 задние;
  • Если велосипедисту предстоит маршрут по горным трассам и подъемам, то переключение передней звезды надо установить на первую, маленькую. Комплект подходящих задних передач для нее – 3,2,1.

Такой расклад считается идеальным решением, но на практике допускается к комплекту задних звезд еще по одной. Например, к передней первой маленькой – 4,3,2,1.

Как нужно подбирать скорости

Правильное соотношение передач

Начиная движение на велосипеде, профессионалы рекомендуют выбирать вторую переднюю передачу и проехать небольшой отрезок пути, интенсивно крутя педалями. Это наиболее выгодный вариант скорости для велосипедиста и его ног. Если стартовать с большой третьей передней передачи, то нагрузка будет слишком велика, а с первой – недостаточна для удержания равновесия на байке.

Набрав темп и сориентировавшись на трассе, можно правильно подобрать передачи на кассете. Если дорожное покрытие ровное, плавно выбирают на правой манетке задние передачи. До максимальной скорости, соответствующей второй передней звезде, это буде 7. Только в этом положении возможно произвести переключение на третью большую переднюю передачу.

Когда трасса ухудшается или впереди подъем, совершают переключение скорости велобайка так:

  • плавно регулируют задние передачи до минимальной (в примере со второй звездой – это 4-3);
  • переключают переднюю звезду на малую – первую;
  • после прохождения трудных участков трассы, следует снова выбрать вторую переднюю и если это необходимо, то и третью.

Важно знать, что:

  • передняя вторая (средняя) звезда является основной рабочей, с ней начинают движение велосипеда и ею же заканчивают его;
  • переключение скоростей проводят только на движущемся велосипеде;
  • в момент переключения скорости усердно крутить педалями нельзя, в этот момент качение должно быть инерционным;
  • зона переключения перед подъемом, спуском или другими изменениями на дороге считается несколько метров до препятствия.

Чего не стоит делать

Неухоженная цепьПодводя итоги надо сказать, что не стоит делать:

  • грубо совершать переключение скоростей, не соблюдая соотношений между звездами – элементы механизма повредятся;
  • не соблюдать назначение передач и типа дороги – это приводит к поломкам;
  • регулировать сначала задние передачи, а потом передние – это недопустимо;
  • переключать регулирование под нагрузками от педалирования – это привод к ускоренному износу цепи и всей трансмиссии;
  • не проводить регулярную чистку велосипеда – грязные элементы цепи и звезд затрудняют работу трансмиссии и повышают ее износ.

Итоги

Научиться правильно переключать скоростное соотношение велобайка несложно. Необходимо какое – то время, чтобы привыкнуть и освоиться. Но в дальнейшем поездки на велосипеде будут значительно комфортнее и легче, а переключение скоростей дойдет до автоматизма и будет происходить интуитивно.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up