В наш век развитых технологий ни для кого не секрет, что современный велосипед постоянно совершенствуется. Существуют самые разные модификации современных моделей двухколесника, предназначающихся для прогулок, кросс-кантри, горных и других экстрим покатушек. Однако современные изобретатели не хотят останавливаться на достигнутом, и продолжают удивлять мир чудо-новинками. Одной из таких является велосипед без спиц. Разновидности и устройство, а также плюсы и минусы этой конструкции из будущего, рассмотрим далее.
Откуда и зачем появились велосипеды без спиц
Первый велосипед появился чуть более 200 лет назад, и представлял он собой полностью деревянную конструкцию (и колеса тоже), с лавочкой для сидения посередине. А чтобы деревянный обод не сломался под весом ездока, внутри него были вставлены деревянные палочки. Спустя два века велобайк сильно изменился, но колеса оставались стандартными, со спицами – это было удобно и практично. Но желание изменить их консервативный вид у инженеров никогда не пропадало.
Идея поменять классическое велоколесо появилась у дизайнера – конструктора из Италии Франко Сбарро. В 1989 году он применил колесную конструкцию без оси в модели автомобиля. «Волшебное колесо» не имело тормозного диска и ступицы, их задачу выполнял оригинальный обод специальной конструкции.
Позднее американская компания Amen Design предложила миру на удивление модернизированную модель мотоцикла с колесами без спиц и оси.
И вот, поломав все стереотипы, производители стали предлагать на мировом рынке и велосипеды безспицевой модификации трех видов, очень ярких, креативных дизайнов.
Разновидности колес без спиц
В короткие сроки мир узнал сразу о трех альтернативных предложениях модификации стандартного колеса на велосипеде. Среди них: эллиптические ленты, литые диски и Nulla.
Эллиптические ленты
Английский инженер-конструктор Сэм Пирс совсем недавно создал колесную модель необычной формы – петельной (Loopwheel). Ее технические характеристики следующие:
- Центральная часть колеса велосипеда — ось имеет форму треугольника. У него внутри размещена втулка;
- Ленты из специального углепластика, закрученные в виде петель, крепятся к внешней поверхности треугольника своими краями. Середины каждой ленты прикрепляются к ободной части. На каждое из двух колесных вращателей велосипеда приходится по три эллиптической ленты.
Эта нестандартное решение дает достаточно прочное и равномерное крепление и распределение нагрузки. Петельная конструкция колеса без спиц полностью соответствует своему названию. Края каждой эллиптической ленты закрепляются на треугольнике не внахлест, а параллельно друг другу. Это дает дополнительный эффект надежности велосипеду.
Достоинства и недостатки модели на эллиптических лентах
Новинка имеет свои плюсы и минусы. Петельная конструкция заслужила популярность благодаря положительным характеристикам:
- эксклюзивный, оригинальный и запоминающийся дизайн колес и велосипеда;
- углеродный пластик, из которого изготовлены ленты, имеет легкую структуру и повышенную прочность;
- модель может испытывать многократные деформации, сохраняя первоначальный вид и форму, обеспечивая велобайку долговечность и надежность;
- при движении эллипсы прекрасно справляются с растяжением и сжатием, а это значит, что колеса и обода получают хорошую амортизацию.
К минусам можно отнести следующее:
- разогнаться на этом чуде инженерии до «сверхскоростей», как на шоссейных болидах — невозможно;
- конструкция не предназначена для использования в экстрим езде, преодоления больших неровностей рельефа, на горных трассах, исполнения трюков;
- невысокая динамика, тяжело подниматься в горку;
- стоимость новинки высокая.
Велосипед на эллиптических лентах создан исключительно для праздных, спокойных поездок по городским паркам или на даче, с учетом ровных дорожных покрытий. А если при этом хочется еще и эффектно выделиться, то данная модель просто незаменима.
Литые диски
Более известный и распространенный вид по сравнению с эллипсами это литые диски. Они, бесспорно, покоряют с первого взгляда своим необычным ажурным дизайном, элитным лоском, напоминают эффектные колеса машин. Характеристики следующие:
- У велосипеда спицы заменены на лопасти. Их может быть от трех до шести у каждого диска, а соединяются лопасти с ходовой частью втулкой. Форма и рельеф лопастей могут быть разными;
- Колеса являются неразборными – регулировка натяжения не актуальна. Вначале колеса такой конструкции выпускали для гоночных, спортивных велобайков, так как их аэродинамические показатели выше классических. Сейчас их можно приобрести всем желающим, как отдельно, так и и в комплектации с велосипедом;
- Современные технологии позволяют создавать высококачественные диски из карбона, сплавов алюминия с углеродом или магнием, достигается хорошая жесткость и небольшой вес. Жесткость конструкции возрастает еще и благодаря двойным усиленным ободам;
- На велосипедах устанавливают чаще тормоза дисковые, но встречаются и V-brake.
Модели с литыми дискам выпускаются также и под известными автомобильными брендами, такими как Ferrari, BMW, Land Rover.
Достоинства и недостатки литых дисков
Колеса на велобайке с литыми дисками имеют свои плюсы:
- легко разгоняются на ровной дороге;
- отлично сопротивляются потоку встречного воздуха по сравнению со спицами;
- благодаря высокой жесткости не пружинят;
- просты в техобслуживании – выравнивания обода ненужно;
- конструкция устойчива к легким ударам и повреждениям;
- повышенная аэродинамика за счет изогнутости формы лопастей, увеличивает скорость велосипеда;
- покоряет оригинальный и эффектный дизайн.
Колеса в виде литых дисков имеют и минусы:
- вес конструкции по сравнению с классической моделью, увеличивается до 200-300гр.;
- диск может получить небольшую деформацию, преодолевая неровности – такие изделия рекомендованы для ровных дорожных покрытий;
- серьезные повреждения ремонту не подлежат – только замена колеса;
- высокие цены.
Так как оригинальные велосипеды выпускаются только известными автомобильными брендами, то велика вероятность «нарваться» на подделку, в том числе и китайскую. Это значит, что вместо высококачественного сплава алюминия, можно приобрести у непорядочных продавцов колеса на дешевых литых дисках. А это уже «деньги на ветер» и риски получить травмы. Профессионалы советуют совершать покупку только в специализированных магазинах, с хорошей репутацией.
И конечно же, большинство велосипедов на литых дисках, встречающихся на прогулках в городах, ни что иное как типичный стальной, в лучшем случае абы как сваренный алюминиевый ширпотреб на «паролоновых» колесах. Такие поделки продаются на кассах продуктовых гипермаркетов и зовутся «Ашанбайками».
Nulla
Самая инновационная конструкция — Nulla (в переводе – пустота) еще находится в стадии доработок и усовершенствований. Конструкторы в настоящее время разбираются с вопросом – куда лучше навешивать тормоза, амортизацию и систему передач, так как обода у колес действительно пустые! Отсутствуют не только спицы, но и центры вращения. Технические характеристики инновации:
- Колесо велобайка выглядит в виде ободного кольца;
- Геометрия рамы в виде неполного треугольника;
- Минимализм в дизайне и аксессуарах – в соответствии с названием;
- Заднее ободное колесо сконструировано в виде внутренней шестерни, в зацеп с ней располагается внешняя шестерня-втулка. Механизм находится вблизи педалей – это обеспечивает сильную эффективность крутящего момента;
- Передача энергии происходит через приводной ремень;
- Альтернативное предложение – передача цепная. Здесь крутящий момент передается от звезды к промежуточной оси, на концах которой расположены большая и маленькая звезды. Большая звезда передает усилие на звездочку втулки. Втулка, раскручиваясь, сцепляется с зубчиками ободной части – она начинает двигаться;
- На роликах, к рулевой части велосипеда крепится переднее колесо. Конструкция выполняет функцию управления поворотами и движения;
- Передней вилки нет.
Оригинальная итальянская версия велосипеда доступна только самим разработчикам и немногим желающим, готовым платить баснословные деньги за эксклюзив.
Достоинства и недостатки
Nulla, конструкция из будущего, притягивает к себе своей новизной, к ее плюсам можно отнести:
- супер инновационный, футуристический дизайн;
- возможны подсветки светодиодами ободных колец;
- легкая конструкция из углеродной рамы;
- размещение (в скором будущем) багажных контейнеров – «корзин-бабочек» в колесных «пустотах»;
- возможное электронное переключение скоростей и другие приложения-опции.
К недостаткам относятся:
- отсутствие в настоящее время серийного потока;
- чрезвычайно высокие цены, так как велосипед можно приобрести только на заказ;
- в случае поломки придется выходить на производителя, ввиду отсутствия в магазинах запчастей;
- модель в разработке, и возможны не совсем отлаженные функции – лучше дождаться окончательного завершения цикла создания.
Ну а так как видеоматериалов про описанные дизайнерские изыски в русскоязычном сегменте ютьюба практически отсутствуют, предлагаем вам ознакомиться с распространенными представителями «болидов» на литых дисках 🙂
Итоги
Современные разработки инновационных велосипедов поражают и покоряют своей необычностью, яркостью и совершенством. Выбрав любой из вышеперечисленных инженерных изысков и подобрав соответствующую экипировку, можно стать велосипедистом «из будущего». Восторженные взгляды будут провожать со всех сторон. Но надо помнить и о существующих минусах для всех этих красот – дорогие новинки не предназначены для экстремальных видов покатушек и любых других проявлений агрессивной езды.