Одна из неприятных ситуаций, которая может возникнуть у туриста или обычного ездока на велосипеде в дороге, это прокол или порез камеры велобайка. Если повреждения совсем небольшие, то используют инновационные заплатки с быстровысыхающим клеем. Но когда размеры проколов значительные, то лучше, чем старый и проверенный десятилетиями вулканизатор, Вам ничто не поможет. Как правило, после устранения дефекта, таким образом, велокамера может служить еще много лет. Как вулканизировать велосипедную камеру своими руками и какие бывают способы этого метода, разберем подробнее далее.
Что такое вулканизация
Более 175 лет тому назад уникальный процесс вулканизации открыл и запатентовал изобретатель из Америки Ч. Гудьир. В ходе процесса каучук превращается в резину. Происходит это благодаря реакции между реагентом (вулканизирующим) и каучуком, она буквально сшивает молекулы последнего в единое прочное полотно. Эластичность и твердость в разы возрастают, это ценный показатель для ремонта велокамер.
В качестве реагентов в вулканизации используют оксиды металла, серу, перекиси, а для ускорения процесса катализаторы, разогрев.
Вулканизатор представляет собой нагревающее устройство, которое состоит из нагревательного элемента и крепких зажимов – прессов.
Невулканизированная резина имеет очень мягкую и пластичную консистенцию, хорошо липнет к поверхностям камеры. Она выпускается в листах, и с обеих сторон покрыта защитной пленкой. При нанесении этого материала на места проколов камеры на велосипеде, после вулканизации дефект полностью восстанавливается. Заплатка прочным слоем покрывает прокол.
Способы вулканизации
Различают в настоящее время несколько способов вулканизации, каждый из них имеет свои плюсы и минусы.
Холодный способ
Благодаря разработкам ученых (более 80 лет назад), существует возможность просто и быстро устранить прокол на камере велосипеда своими руками. Этот способ очень удобен при использовании в дороге, на шоссе, где нет по близости техсервисов и другой возможной помощи для велосипедов.
Холодная вулканизация создается химической реакцией между сырой резиной и активными составляющими клеевой основы. Как правило, для холодного способа ремонта камеры велосипеда продаются специальные готовые наборы или комплекты. В них, как правило, входят:
- готовые заплатки или резина;
- вещество для обработки (резины) поверхности камеры велосипеда;
- необходимые грибки;
- спецклей.
Во время проведения ремонтных работ колеса велосипеда, обязательно надо следовать точно по прилагаемой инструкции.
Все что необходимо сделать при холодном способе вулканизации это:
- снять колесо и достать поврежденную велокамеру;
- найти и очистить поврежденное место, обезжирить;
- из набора достают нужный по размеру фрагмент резины и снимают с него пленку;
- наносят клеевую основу на место прокола камеры и на заплатку, далее их соединяют – склеивают;
- по инструкции ремонтируемое место прижимают тяжелым предметом на несколько минут, для максимального сцепления компонентов;
- проверяют герметичность заклеивания.
Весь ремонт холодного способа не займет и 10-15 минут. Камера велосипеда будет отремонтирована и можно двигаться дальше. Есть ограничения для применения холодного способа вулканизации, он приемлем для устранения небольших дефектов с размерами до 3,5 см в длину и 2,5 см в ширину.
Данный способ хорошо выручает в экстремальной ситуации, но лучше применять для прочного и долговечного ремонта покрышек велосипеда горячий способ.
К достоинствам холодного способа можно отнести:
- возможность быстро устранить дефект прямо на дороге;
- период ремонта камеры короткий – в течение нескольких минут;
- удобные готовые комплектации продаются во всех розничных точках;
- позволяет сэкономить денежные средства;
- укомплектованные наборы уже имеют все необходимое, они компактные, легкие – это важно при езде на велосипеде.
К недостаткам относятся:
- ограниченность применения по размерам проколов на камере;
- способ не долговечен.
Рекомендован этот вариант, как экстренная помощь велосипеду на дороге.
Горячий способ
Старый и распространенный способ ремонта прокола велокамеры, это горячая вулканизация. Он дает 100% гарантию прочности и долговечности. Электрические вулканизаторы могут быть разной мощности, как от обычной сети электричества в 220 Вольт, так и на 12 или 6 Вольт.
Нагревательный элемент повышает температуру, а зажимы прессуют резину велосипеда, способствуя более прочному и быстрому склеиванию поверхностей при высоких температурах. Сильное сдавливание обязательно, так как при нагревании образуются пузырьки газа, которые могут создать пустоты, что приведет к непрочному склеиванию.
Вулканизация сырой резины (заплатки) на велокамере в этом способе начинается при высокой температуре от 90-100 и до 130-140 градусов. Необходимое время удерживания залатанной камеры велосипеда в запрессованном состоянии горячей вулканизации 5-10 минут. После этого дожидаются полного охлаждения, затем изделие вынимают.
Горячий способ состоит из следующих этапов:
- определяют размер прокола на камере;
- вырезают необходимую заплатку из сырой резины;
- зачищают место там, где будут латать;
- проходят поверхность наждачкой, чтобы повысить сцепление поверхностей;
- обезжиривают поверхности заплатки и места заклеивания;
- на прокол накладывают заплатку из жидкой резины и проводят горячую вулканизацию, путем зажима в прессах, и подключения к точке электропитания.
Предварительно на элементы прибора можно положить газету или бумагу, а уже на нее и саму резину от велосипеда с заплатой. Это рекомендуют делать для того, чтобы избежать слипания от клея прессов.
Достоинства горячего способа:
- на выходе получается высокопрочная залатанная камера велосипеда;
- продолжительный срок службы изделия после ремонта;
- экономия денежных средств;
- возможность эксплуатации колес велосипеда сразу после ремонта;
- ремонт велокамеры можно проводить в любое время года, при любой температуре.
К недостаткам относят:
- процесс латания дольше, чем при холодном способе;
- необходим для работы вулканизатор;
- вес даже самых маленьких прессов сильно больше, нежели походный комплекте для холодной вулканизации;
- необходим источник питания.
Стандартный горячий способ вулканизации камеры велосипеда можно заменить более простым способом, с помощью самодельного вулканизатора. Его можно соорудить из старого поршня двигателя. Он устанавливается на склеивающиеся элементы, а в его емкость аккуратно до определенной границы заливается бензин и поджигается. Горючее горит, металлический поршень нагревается и процесс вулканизации велокамеры идет.
Под этот способ можно использовать любую тяжелую металлическую емкость, главное должен сохраняться принцип работы – прессование и нагрев. Некоторые знатоки используют даже утюг.
Со времен СССР известен пиротехнический способ, когда компактный нагреватель в металлической емкости имел одноразовое горючее вещество. Заплатка прижималась к камере, а горючее в емкости поджигалось. После прогорания и остывания, «подопытную» резину можно было использовать.
Один из новых аналогов вулканизатор-цемент. Он выпускается в баллончиках, и применяется очень просто – под давлением через ниппель (по инструкции). Может использоваться, как в холодном, так и в горячем способе.
Итоги
При проколе велокамеры не торопитесь ее выкидывать, возможно дефект залатать одним из предложенных выше способов. К тому же, если Вы любите путешествовать, то наборы для холодного способа ремонта в дороге необходимы. А если случились порезы крупные, то без горячего способа вулканизации камеру велосипеда просто не спасти.