Всеобщее увлечение велоспортом с каждым днем захватывает все большее количество пешеходов. В любом населенном пункте планеты каждый вечер после напряженного трудового дня сотни тысяч людей усаживаются на свои велобайки и крутят педали, наматывая необходимые для здоровья и настроения километры. Однако некоторым райдерам быстро наскучивает езда по городским велодорожкам и идеально ровным шоссе. Они перебираются за город и осваивают бездорожье. А для этого необходим уже совершенно другой велосипед. О том, для чего нужны и как выбрать циклокроссовые велосипеды, рассказывается в этой статье.
Что такое циклокросс
Циклокроссом или велокроссом называют разновидность велоспорта, который заключается в скоростном преодолении спортсменом проложенной по бездорожью трассы. Ее протяженность измеряется не как обычно, километрами, а кругами. Диаметр каждого круга может варьироваться от 2,5 км до 3,5 км, а продолжительность гонки не превышает часа. За это время велосипед должен преодолеть подъемы и спуски, ступени и выбоины, проехать по траве, гравию, грязи, а быть может, даже и снегу. Нередко райдерам приходится спешиваться и переносить байк на себе или перепрыгивать невысокие препятствия. Не каждый велотранспорт справится с такими жесткими условиями, и лишь циклокроссовый способен выдержать ни одно соревнование.
Особенности циклокроссовых велобайков
Несведущий любитель вполне может перепутать циклокроссовый велобайк с шоссейным. Действительно, издалека они выглядят практически идентично. Однако опытный райдер моментально увидит ряд существенных отличий. Циклокроссовый вариант создан для передвижения не только по шоссе, но и по пересеченной местности, поэтому неудивительно, что ряд деталей дня него позаимствовано у маунтинбайка.
Это:
- широкие колеса, благодаря которым велокроссовый байк приобретает отличную проходимость;
- миниатюрные передние звезды позволяют значительно увеличить клиренс;
- большой диаметр задних звездочек предоставляет циклокроссу возможность легко справляться с крутыми подъемами;
- дисковые или кантилеверные тормоза обеспечивают мгновенную остановку транспортного средства. Производители предлагают их механический и гидравлический варианты;
Многие райдеры предпочитают комплектовать свой «болид» контактными педалями.
Однако ряд конструктивных особенностей делают циклокроссовый велосипед уникальным, позволяя уверенно выделить его среди прочего велотранспорта:
- отсутствие амортизатора на передней вилке, что дает возможность не терять мощность и скорость;
- дополнительные тормозные ручки, которые устанавливаются на верхнюю часть руля, позволяют сохранять маневренность и управляемость даже на самых сложных участках трассы;
- укороченная верхняя часть рамы. Эта конструкционная особенность также обеспечивает его отличной управляемостью, а также позволяет удобно переносить при необходимости на плече;
- повышенная жесткость рамы позволяет оптимально передавать усилие, что особенно важно при участии в гонках. Использовать данную велотехнику исключительно для езды по асфальту не рекомендуется, так как передвижение на ней будет не слишком комфортным;
- высокое положение каретки обеспечивает транспортному средству повышенную проходимость и уверенное вхождение в поворот, позволяя не задевать при этом трассовое покрытие;
- относительно небольшой вес гарантирует уверенное поведение велобайка при подъеме на возвышенности.
Циклокроссовый велосипед может быть изготовлен из алюминия, стали, карбона, хромомолибдена и титана. Байки, изготовленные из карбона и титана, являются более легкими и прочными, что позволяет их обладателям уверенно выигрывать гонки. Стальные и алюминиевые модели предпочитают начинающие любители велокросса. Они также обладают высокой прочностью и относительной легкостью, однако их недолговечность, особенно в местах сварных швов, потребует регулярных ремонтов.
Отличие циклокроссового велосипеда от гревел-байка
Гравийный велосипед или гревел (гравел) является удачным симбиозом шоссейного и циклокроссового вариантов. Это комфортное транспортное средство, обладающее достаточно длинной колесной базой и оснащенное рулем-бараном и широкими шинами, позволяет с комфортом кататься продолжительное время, чередуя ровное асфальтовое покрытие с пересеченной местностью. Циклокроссовый велосипед значительно превосходит гравийный в управляемости и скорости, но по уровню комфорта гревел лидирует с большим отрывом. Однако благодаря небольшому весу его скоростные характеристики позволяют уверенно передвигаться по шоссе.
Отличительными чертами гравийного велобайка являются:
- более длинная, по сравнению с циклокроссом, колесная база;
- руль-баран, позволяющий неоднократно менять положение рук во время продолжительных поездок и обеспечивающий особую посадку райдера, что позволяет значительно улучшить аэродинамические свойства велобайка;
- широкие покрышки (от 35 мм и до 42 мм);
- низкая каретка. Однако в последнее время среди велопроизводителей наблюдается тенденция устанавливать каретку все выше;
- большой грязевой зазор между рамой и колесами.
Велокроссовый болид идеально подходит для продолжительных велопробегов по достаточно цивилизованным маршрутам, чередуя асфальтовое покрытие с грунтовым. Прочная рама позволяет взять с собой до 15 кг груза, установив на раму стандартный багажник.
Как выбрать циклокроссовый велосипед
Несмотря на то, что велолокросс является многофункциональным транспортным средством, помимо увлеченных гонщиков его целесообразно приобретать:
- любителям скоростной езды по бездорожью;
- райдерам, одинаково часто совершающим выезды на шоссе и на грунтовые дороги;
- дачникам и любителям велопоездок по лесу.
При этом он категорически не подойдет:
- для езды по асфальтированным велодорожкам;
- для передвижения по горной местности;
- для активного использования в городских условиях, так как благодаря специфической посадке велосипедиста, обзорность ухудшается.
Выбрать хороший циклокроссовый велосипед не составит труда – практически каждый уважающий себя производитель имеет в своем ассортименте такие модели.
При выборе велобайка следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- любой велосипед, в том числе циклокроссовый, в первую очередь должен подходить райдеру по росту. Стандартная ростовка велобайка начинается с 49-50 см, что идеально подходит для невысоких спортсменов и самых юных райдеров, и заканчивается ростовкой рамы 60 – 63 см, позволяя комфортно использовать велосипед людям под 2 метра ростом;
- при наличии финансовой возможности рекомендуется выбирать карбоновый или титановый вариант. Вариант из карбона по жесткости превосходит не только стальные и алюминиевые, но и титановые аналоги. Карбоновый циклокросс отлично гасит вибрации, не теряя при этом в скорости. Единственным недостатком карбоновой рамы является ее хрупкость – при падении на острый угол корпус может расколоться. Велосипеды, изготовленные из титана, также могут похвастаться своей прочностью. Однако высокая стоимость материала не способствует их популяризации. Циклокроссовый велосипед, выполненный из стали, также является достаточно прочным. Однако к его недочетам относят большой вес, склонность к коррозии и значительное поглощение энергии при педалировании. В среднем ценовом диапазоне оптимальным вариантом станет циклокросс с алюминиевой рамой.
- циклокроссовый велосипед нуждается в мощных надежных тормозах. Современные производители все реже комплектуют свою технику кантилеверными тормозами. Наиболее надежными считаются дисковые, а именно, их гидравлическая модификация. Именно эти тормоза обеспечивают циклокроссовый велосипед максимально мощным торможением, которое контролируется в любых дорожных обстоятельствах. Их небольшой вес является весомым преимуществом при участии в гонках.
Итоги
Циклокроссовые велосипеды ныне весьма популярная тема, хоть многими райдерами как маунтинбайка, так и шоссейников, они не воспринимаются всерьез. Сегодня они выпускаются большинством именитых производителей. Это и знаменитые Specialized и Scott, и бюджетные Merida и Kross. Информация, содержащаяся в этой статье, поможет райдеру выбрать оптимальный вариант с учетом личных потребностей и предпочтений.