Все больше становятся популярны электродвигатели для велосипедов. Теперь возможно самостоятельно переоборудовать велобайк в более мощную конструкцию, с помощью которой без труда будут преодолены любые подъемы, даже затяжные. Если установить электродвигатель на велобайк, то можно экономить силы при езде, а трассу проходить за более короткий промежуток времени – двигатель увеличивает скорость и проходимость. Отдельно купленный и установленный на байк, он может обойтись даже дешевле, чем покупка нового электровелосипеда. Какие бывают электродвигатели для велосипедов и как их устанавливать, далее в этой статье.
- Разновидности электродвигателей
- Мотор-колесо
- Цепной
- Фрикционный
- Кареточный (миддрайв)
- Особенности двигателей, как их устанавливать
- Мотор-колесо и его особенности
- Установка мотор-колеса
- Цепной привод и его особенности
- Установка цепного привода
- Фрикционный привод и его особенности
- Установка фрикционного привода
- Кареточный привод и его особенности
- Установка кареточного привода
- Достоинства и недостатки каждого вида
- Мотор-колесо
- Цепной электродвигатель
- Фрикционный электродвигатель
- Кареточный привод
- Рекомендации по использованию
- Итоги
Разновидности электродвигателей
Двигатели различаются по устройству, мощности, месту расположения, но все они предназначены для монтажа на велосипед. При работе мотор передает дополнительное усилие колесам. От обычного байка электровелосипед отличается наличием трех составляющих:
- электродвигатель;
- аккумулятор;
- контроллер управления.
На данный момент двигатели бывают четырех основных типов и имеют различия как в принципе работы так и в способе монтажа.
Мотор-колесо
Один из самых популярных типов двигателей — мотор-колесо. Его можно установить на любое колесо, но чаще используют на заднем. Возможен вариант и полноприводного расположения (на оба колеса). Мотор-колесо делится на два класса: двигатели с прямым приводом и редукторные. В 95-97% с заводских конвейеров готовые электровелосипеды выходят с двигателем мотор-колесо и редукторные, так как они просты, компактны и надежны.
Цепной
Навесной или цепной тип мотора — легкий, удобный в эксплуатации, подключается к цепи в качестве дополнительного элемента. Установить такую систему возможно практически на любые велосипеды. Навесной тип дает возможность развивать очень большие скорости.
Фрикционный
Этот тип двигателя наименее эффективный из всех трех. Но его очень легко установить самостоятельно – не нужно разбирать и собирать велобайк. В использовании прекрасно помогает при подъеме в гору, а на ровной дороге значительно увеличивает скорость.
Аккумулятор является источником питания электродвигателя велосипеда, он может быть свинцово-кислотным или литий-ионным. Последний значительно лучше по своим показателям.
Кареточный (миддрайв)
Второй по популярности после мотор-колеса и наиболее перспективный и продвинутый вариант. Обычно эта система уже предустановлена в готовый электровелосипед, собранный на производственных мощностях. Под кореточный привод видоизменяется конструкция рамы велобайка, для того чтобы спрятать внутрь большую часть всего механизма. Но китайские производители и здесь смогли обойти данное ограничение, позволив установить миддрайв практически на любой велосипед.
Особенности двигателей, как их устанавливать
У каждого из типов электродвигателей есть свои особенности в характеристиках и способах установки.
Мотор-колесо и его особенности
Этот двигатель является бесконтактным единым узлом, он не меняет дизайн велосипеда, имеет компактные размеры и располагается прямо на месте втулке колеса. Устанавливают его в переднюю или заднюю ступицу колес. В комплект идут аккумуляторные батареи с устройством зарядки, контроллер и регулятор скорости. Мощность двигателя может быть от 150 до 3000 Вт, а варианты питания с рабочим напряжением – 24, 36, 48, 72 Вольт. Можно купить мотор-колесо для велосипеда в сборе и без труда установить.
Двигатель со встроенным планетарным редуктором имеет:
- большой крутящий момент при невысоких показателях мощности;
- потребление энергии в среднем – 11Вт/час/км.;
- отличный накат велобайка с отключенным двигателем;
- скорость до 35 км/ч.
Устройство двигателя с прямым приводом:
- большая масса и объемы по сравнению с редукторным;
- небольшой крутящий момент на низких оборотах;
- плохой накат при выключенном двигателе;
- приличная скорость — до 60 км/ч;
- возможна рекуперация, но небольшая – 3%.
Установка мотор-колеса
Самостоятельно установить двигатель на заднее колесо велосипеда можно за час, следующим образом:
- Двигатель ставят на колесо таким образом, чтобы провода из его оси выходили слева, так как справа цепь и переключатель скоростей;
- Собирают схему подключения;
- Устанавливают контроллер в недоступном для воды и грязи месте;
- Закрепляют аккумулятор;
- Подключают провода, согласно инструкции;
- Навешивают цепь;
- Совершают отцентровку мотор-колеса на велосипеде;
- Проверяют функционирование всех опций.
Аналогично выполняют смену переднего колеса, согласно инструкции. Перед началом монтажа рекомендуется промазать водостойким герметиком внешние крышки электродвигателя.
Цепной привод и его особенности
Навесной или цепной электродвигатель может:
- развить скорость до 120 км/ч;
- вырабатывать мощность 350-1500 Вт;
- регулировать при помощи контроллера расход мощности.
Однако имеет дополнительный вес. Закрепляют его на нижнюю часть рамы, аккумулятор на верхнюю часть, или багажник. В конструкции велосипеда цепной привод выглядит автономным узлом. Необходимо установка защитного кожуха на передачу и двигатель.
Установка цепного привода
В комплект входит дополнительно цепь и звездочка. Считается, что самостоятельно установить на велосипед именно этот двигатель сложнее всего:
- Монтируют кронштейны под электродвигатель, и устанавливают его;
- Доукомплектовуют дополнительной звездой и роликом;
- Измеряют длину цепи и подгоняют нужный размер;
- Собирают и фиксируют все детали.
Проверяют работу двигателя и крутящий момент велобайка.
Фрикционный привод и его особенности
Фрикционный привод передает на колеса энергию за счет прижимного валика. При попадании воды на покрышку прижимной ролик может проскальзывать. Это вариант для легких прогулок.
Установка фрикционного привода
В магазинах существуют для установки готовые наборы. Установить самостоятельно на велосипед фрикционный электродвигатель проще всех, не надо разбирать конструкцию.
Кареточный привод и его особенности
В данном случае механическая энергия от электродвигателя передается непосредственно на ось каретки. Система позволяет не вмешиваться в установленную систему передач велобайка, тем самым не нарушая привычную и удобную схему переключения передач. Привод полностью интегрируется с ней и просто помогает райдеру в прикладываемом усилии при кручении педалей. Система — ассистент с датчиком усилия незамедлительно реагирует на увеличенное приложение усилия на педали и подключает двигатель с необходимой мощностью. Как итог, получается хорошо сбалансированный по весу, долговечный и эстетически красивый электровелосипед.
Зачастую у миддрайв приводов такие характеристики:
- Тип электродвигателя у кареточного привода редукторный бесщеточный, с мощностью до 750W, в некоторых случаях до 1000W;
- Весят такие двигатели до 7,5кг, в зависимости от мощности;
- Максимальная скорость около 60км/ч;
- Встроенный в корпус двигателя контроллер на 36 — 48 вольт;
- Несколько режимов работы системы, под разные условия эксплуатации.
Бренды, которые производят миддрайв системы: Bosch, Yamaha, Shimano, Panasonic, Brose, Bafang (от китайского производителя).
Установка кареточного привода
Большинство призводителей миддрайв систем разрабатывают свои двигатели под уже видоизмененные, подготовленные рамы. Такие варианты не получится установить в обычные каретки обычных велосипедов. А вот китайский производитель Bafang пошел по иному пути (кто бы сомневался :)) и дал возможность практически любому райдеру обновить свой байк до электровелосипеда. В этом случае двигатель только частично встраивается в раму, заменяя обычную каретку, а основная его часть остается снаружи кареточного узла. В приобретаемом комплекте есть все необходимое: подходящая по размеру кареточного узла система, выбранная при заказе звезда с нужным количеством зубьев, кривошипы (шатуны), цветной или монохромный дисплей с пультом управления, зарядное устройство, сенсоры торможения и кручения, кабель для прошивки.
Достоинства и недостатки каждого вида
У каждого типа электродвигателей есть свои плюсы и минусы, изучив которые, можно сделать для себя соответствующие выводы.
Мотор-колесо
Мотор-колесо имеет следующие плюсы:
- простое, незаметное устройство;
- эффективность в работе, высокий КПД;
- легко установить;
- обслуживание не нужно;
- быстрый старт и отсутствие шума;
- высокая скорость 30-60 км/ч;
- экономичность зарядки;
- экологичность.
Элктродвигатель имеет и свои минусы:
- ограничение в мощности устройства;
- нагружает велосипед дополнительным весом.
Цепной электродвигатель
Цепной электродвигатель имеет следующие положительные моменты:
- способен развивать большие скорости;
- универсален – можно установить на любые модели велосипедов;
- экономичен;
- удобное подключение батареи;
- приемлемые цены;
- меньший вес двигателя;
- можно использовать систему переключения передач велобайка, что увеличивает КПД.
Минусы у цепного двигателя следующие:
- при езде создается шум от работы;
- сложная установка на велосипед.
Фрикционный электродвигатель
Фрикционный электродвигатель гарантирует:
- возможность легко установить;
- увеличение скорости;
- облегчение при подъеме в горку;
- невысокие цены.
Минусы фрикционного привода:
- шум при работе;
- низкий КПД;
- не эстетичный внешний вид;
- быстрый износ покрышек при эксплуатации.
Кареточный привод
Из достоинств кареточного привода можно отметить:
- центр тяжести остается посередине рамы, а не смещается назад как в случае с мотор-колесом;
- не затрагивается система передач велосипеда;
- обслуживание колёс осуществляется как на любом обычном велосипеде;
- интеллектуальная система, не заменяющая полностью райдера, а при необходимости успешно помогающая ему в педалировании.
Из недостатков:
- высокая стоимость системы;
- более высокая сложность устройства в сравнении с мотор-колесом;
- совместимость не со всеми велосипедами;
- присутствующие в конструкции пластиковые шестерни подвержены износу.
Рекомендации по использованию
Активный отдых на велосипеде с применением электродвигателя это прекрасный выбор. Но чтобы не навредить здоровью, важно правильно установить электрооборудование и сделать все настройки опций в соответствии с инструкциями и параметрами роста:
- седло регулируется так, чтобы у сидящего нога на педали в нижнем положении, была прямая;
- регулятор тормоза на руле должен находиться в легком доступе одного пальца руки;
- руль велосипеда регулируют так, чтобы руки во время езды не уставали;
- спина при посадке должна быть чуть выгнута, на подобие моста – в этом состоянии амортизационная функция позвоночника наиболее оптимальна, нагрузка на поясничный отдел уменьшается;
- не стоит забывать о правильном педалировании – лучше быстрее и легче (защита коленных суставов);
- необходимо использовать правильное переключение скоростей, согласно инструкции;
- при подъемах в гору на велосипеде надо пользоваться привилегией электродвигателя.
При длительных поездках рекомендуется останавливаться на короткий отдых.
Итоги
Электродвигатель — это отличная конструкция для усовершенствования велосипеда. За сравнительно небольшие деньги есть возможность самостоятельно установить выбранную систему электропривода, которая облегчит преодоление препятствий, обеспечит скоростную езду. Прогулки на электробайке подарят кучу дополнительных впечатлений.