Какие бывают виды велосипедных дисциплин (Часть 1)

Опубликовано: 10.09.2019
Изменено: 10.09.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 52

Какие бывают виды велодисциплин (Часть 1)Большинство велолюбителей, катаясь в своем выбранном стиле, или совсем не в курсе о большинстве иных дисциплин езды на велосипеде или путают их между собой. Но учитывая количество разных типов соревнований на велосипедах, терминов, относящихся к конкретно этим соревнованиям, стилей и подгрупп велоспорта, не удивительно, что у не посвященного человека будет происходить полный винегрет из определений в голове. Давайте разберемся в том, какая разница между трейлом и триалом, BMX и дертом, и вообще какие бывают велосипедные дисциплины.

Что такое велосипедная дисциплина

ВелодисциплиныПо сути дисциплина – это категория соревнований, со своими правилами и условиями. Дисциплина может ограничивать категорию используемых велосипедов правилами, а может это делать и косвенно, вынуждая использовать велосипеды определенной геометрии и компоновки, для достижения желаемых результатов.

Международные дисциплины определяются и устанавливаются Международным союзом велосипедистов (UCI), который располагается в Швейцарии. Соревнования в пределах страны регулируются соответствующими национальными организациями. Например, в России эту функцию выполняет «Федерация велосипедного спорта России», в Украине – «Федерация велоспорта Украины».

Разновидности велосипедных дисциплин

Сразу определимся, что разновидности велосипедов и разновидности дисциплин соревнований – разные вещи. Один и тот же тип велобайка может использоваться в разных типах соревнований.

Также сразу определимся с некоторыми часто встречающимися определениями:

  • Маунтинбайк (mountain bike) – горный велосипед;
  • Хардтейл (HardTail) – дословно «жесткий хвост». Рама без заднего амортизатора;
  • Ригидная (Rigid — твёрдая) вилка – вилка без амортизирующих свойств;
  • Сликовая покрышка (Slick – гладкая) – покрышка с практически отсутствующим протектором. Что, в ущерб цепкости с дорожным полотном, способствует максимальному накату велосипеда;
  • Двухподвес (Full Suspension – полная подвеска) – велосипед с двумя амортизирующими подвесками, вилкой и амортизатором;
  • Трейл (Trail)– дословно «тропа». Тропа для спуска на велосипеде. Может быть, как необъезженная дикая тропа в горах или как специально подготовленный искусственный спуск с различными препятствиями.

Основная путаница приходится на маунтинбайки, так как горными велосипедами обзывается все, что не шоссейник и не городской вариант. Потому львиная доля различных соревнований приходится именно на горные дисциплины, им мы и уделим основное внимание.

Далее рассмотрим какие же бывают велосипедные дисциплины и в чем их основные отличия.

Дорожные и трековые дисциплины

Так как дорожных и трековых основных видов дисциплин всего несколько, сразу разберемся с ними.

Шоссейные

Шоссейные гонкиШоссейные велосипедные гонки проводятся исключительно в пределах автотрасс. Шоссейные “болиды” не имеют амортизирующей подвески и максимально облегчены. Легкость и жесткость таких велосипедов позволяет развивать высокую скорость. А вот прочностью они похвастаться не могут, так как при сборке используются максимально тонкие и легкие элементы конструкции. Да она им и не нужна, в пределах трассы важна исключительно скорость.

Шоссейные гонки подразделяются на несколько подвидов, со своими правилами и условиями. Из них: индивидуальная и групповая гонка входят в олимпийские дисциплины. В первой стартуют гонщики по одному с определенным интервалом, во второй – происходит общий старт. Главной задачей является преодоление определенного расстояния за кратчайшее время.

Такие соревнования, как: критериум, многодневная гонка, командная гонка, парная гонка, гонка в гору – не входят в олимпийские соревнования и имеют несколько более разнообразные правила.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: шоссейный;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной (не амортизирующей) вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700C по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы.

Трековые

Трековые гонкиТрековые велогонки схожи как по типу гонок, так и по используемым велосипедам, с шоссейными. Только в данном случае соревнования проходят на специальных круговых (овальных) треках – велодромах, как открытых, так и закрытых (в помещении). Треки без препятствий и имеют уклон под определенным углом к центру окружности. Так как треки устроены таким образом, что на них отсутствуют поперечные порывы ветра, часто, для повышения аэродинамических свойств, используют колеса велосипеда без спиц, на литых дисках с лопостями. Одно из принципиальных отличий трекового велосипеда от шоссейного, это одна фиксированная передача (фикс). То есть заднее колесо не имеет свободного хода и вращается исключительно параллельно с педалями. Также они имеют более короткую колесную базу. В зависимости от типа соревнований, может меняться количество кругов, которое необходимо проехать, одиночный, групповой или командный старты.

Трековые соревнования подразделяются на такие типы, как: спринт, командный спринт, гонка по очкам, гонка на выбывание, омниум, гит, скретч, индивидуальное преследование, командная гонка преследования, кейрин, мэдисон.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: трековый;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Диаметр колес: 28 дюймов (или 700 по системе ETRTO, 622 мм), сликовая покрышка;
  • Используемый рельеф: специально подготовленные круговые треки в закрытых помещениях, с бетонным или деревянным покрытием треков.

Велокросс или Циклокрос

Циклокроссовые гонкиВелокросс или Циклокрос (Cyclo-cross) – это что-то среднее между шоссейными соревнованиями и грунтовыми горными дисциплинами. Задача циклокроссового велосипеда совместить в себе возможности преодоления обоих видов дорожного покрытия. Для этого он оснащен более широкими внедорожными покрышками, немного измененной геометрией рамы и кантилеверными или дисковыми тормозами. Что увеличивает общий вес конструкции. Он теряет в легкости конструкции, а значит и в скорости, и в накате по трассе, но получает возможность весьма успешно ехать по грунту и даже преодолевать различные препятствия.

В этой дисциплине используют и совсем недавно появившиеся на свет велосипеды типа гравел (Gravel). По своей сути ничем не отличающиеся от циклокроссового велосипеда.

В маршрут соревнований по циклокроссу могут входить как дорожные трассы, так и лесные участки с различными препятствиями, как естественными, так и искусственными.

Виды соревнований, входящие в категорию циклокросс: групповая гонка, гонка с индивидуальным стартом.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: циклокроссовый велосипед, гравел;
  • Конструкция: хардтейл с ригидной вилкой;
  • Колеса: 28 дюймов (622х33…35 мм), внедорожная «зубастая» резина;
  • Используемый рельеф: автомобильные трассы и внедорожные грунтовые участки.

Далее пойдут маунтинбайк велодисциплины. Какого-то конкретного порядка расположения дисциплин в маунтинбайках достичь не удастся. Поэтому мы позволим себе субъективно разделить их на две категории – исключительно трюковые соревнования и соревнования на первенство. А среди тех, что «на первенство», будем продвигаться по мере увеличения ходов их подвески.

Ну, поехали. Сперва рассмотрим трюковые дисциплины.

Трюковые дисциплины

К трюковым относятся две основные категории.

BMX

BMXBMX (Bicycle MotoXtreme) дисциплина. Крупная категория с различными видами экстремальных соревнований, отличающимися не только правилами, а и системой, комплексом трюков, фигурами на соревновательной площадке. Эта дисциплина отличается тем, что все соревнования основываются только на уровне выполненных трюков и их зрелищности, а не на гонках между участниками. Исключением является только один из самых первых видов соревнований по BMX – BMX рейсинг. Здесь происходит гонка без трюков.

Создавались BMX велосипеды как тренировочные, уменьшенные версии кроссового мотоцикла. Позже переросли в полноценный вид спорта с отдельными соревнованиями, со своими разновидностями трюков и препятствий на трассе.

BMX велосипеды отличаются своими маленькими размерами рамы и колес, одной (не фиксированной) передачей, ободными тормозами или полным их отсутствием, хардтейловой рамой с ригидной вилкой. Рамы изготавливаются из расчета повышенных нагрузок и с максимальным урезанием навески. Все это делается для того, чтобы велосипед был максимально прочным, маневренным и, учитывая усиленную раму, оставался достаточно легким.

BMX соревнований великое множество. Перечислим основные, некоторые из которых вошли в олимпийские виды спорта.

Вошедшие в олимпийские дисциплины:

  • Рейсинг (BMX racing) – 8 спортсменов стартуют с рампы и должны как можно быстрее преодолеть извилистую трассу с различными буграми. Первые 4 проходят в следующий этап;
  • Дерт (BMX dirt), дерт джампинг (dirt jumping) – соревнования проходят на грунтовых зонах. Спортсмен должен, выпрыгивая с различной высоты земляных трамплинов, совершать максимально зрелищные и технически правильные трюки. Чем и зарабатывает себе баллы.
  • Парк (BMX Park) – соревнования, в которых спортсмены соревнуются на специальных искусственных трассах (скейт – парках). В пределах парка расположено множество различных препятствий, таких как: вылеты, перила, трамплины, трапеции и другие.

BMX halfpipe

Другие разновидности соревнований:

  • Стрит (street) – по сути тоже самое, что BMX парк, только тренировки проходят на городских улицах, с использованием попадающихся на пути ступеней, перил, парапетов, деревьев, стен и других элементов градостроения. На соревнованиях эти элементы имитируются в пределах парка. В BMX движении этот вариант заездов наиболее популярен;
  • Флетленд (flatland) – своего рода «танец на велосипеде», похожий на хип-хоп. Трюки исполняются на плоской поверхности и основываются на различных вариантах баланса, без прикосновений ногами земли;
  • Верт (vert, vertiсal, pipe, halfpipe) – трюки в «полутрубе». Все происходит в специальной U – образной рампе, около 4х метров высотой. В которой скатываясь с одной ее стороны, райдер вылетает с другой и в обратном порядке. А во время вылетов совершает различные элементы. Рампы могут быть и ниже, около 2х метров, тренировочные, а могут быть и выше – около 5-и метров.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: BMX;
  • Конструкция: низкий и короткий хардтейл с ригидной вилкой;
  • Колеса: 16 – 20 дюймов, широкие сликовые или полуслик покрышки;
  • Используемый рельеф: асфальтированные или грунтовые площадки, с множеством искусственных фигур или земляных трамплинов.

Триал

Вело ТриалПоследняя в нашем списке версия соревнований на полностью ригидном велосипеде. Триал, велотриал (bike trials) заключается в том, чтобы преодолеть трассу с совершенно невообразимыми препятствиями разной высоты и конструкции. И в данном случае препятствия нужно не перепрыгивать как ранее, а использовать их как «кочки» для продвижения дальше по трассе. Делай что хочешь, но не касайся поверхности трассы и ногами поверхности фигур. Изгаляться можно любыми способами – прыгать на одном колесе, прыгать на другом колесе, крутиться, подтягиваться педалями об препятствие.

Как и в случае с BMX соревнованиями, триаловые велосипеды создавали для тренировок маленьких будущих мототриалистов. В итоге этот вид велоспорта перерос в отдельную дисциплину.

Отличительная особенность велосипедов этой категории: максимально низкая рама с длинным передним треугольником и коротким задним, маленькие 20-24 дюймовые колеса, длинный рулевой вынос, прочность в угоду легкости, часто отсутствие ненужного седла и мощные тормоза.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: триал;
  • Конструкция: низкий длинный хардтейл с ригидной вилкой, длинным выносом руля и без седла;
  • Колеса: 20 – 26 дюймов, широкие сликовые или полуслик покрышки;
  • Используемый рельеф: разновысокие препятствия любой сложности, на любой местности, чаще в городской черте.

Дерт джампинг

Дерт джампингДерт джампинг (Dirtjumping) – дословно прыжки на грязи. Эта велосипедная дисциплина образовалась из упомянутой ранее BMX dirt. Суть соревнований та же, прыжки на искусственно созданных земляных трамплинах. Коих может быть сколько угодно много, разной высоты и сложности. Выпрыгивая с этих трамплинов, райдер должен выполнять подготовленные трюки. Чем более техничные будут элементы и чем более красиво они будут выполнены, тем выше будут оценки от судей. А если элементы будут выполняться связкой из нескольких, то оценки будут еще более приятными.

В отличии от дисциплины «BMX dirt», здесь райдеры рассекают уже не на маленьких стальных байках с ригидной вилкой, а на более крупных алюминиевых или карбоновых рамах с 24 или 26 дюймовыми колесами и вполне себе амортизационной вилкой с ходом в среднем 90 – 120 мм. Но, в зависимости от соревнований и высоты трамплинов, ход вилки может доходить и до 160 мм. Трансмиссия все еще ограничивается одной скоростью, а тормоз зачастую один – задний.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: дертовый маунтинбайк;
  • Конструкция: хардтейл с амортизационной вилкой с ходом от 90 и вплоть до 160 мм;
  • Колеса: 24 – 26 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
  • Используемый рельеф: грунтовые площадки с множеством искусственных земляных трамплинов.

Слоупстайл

СлоупстайлСлоупстайл (Slopestyle) – склон на стиле или что-то типа того :). Более жесткая вариация дерт джампинга, схожая также с зимними дисциплинами по сноубордингу и лыжным слоупстайлом. Эти соревнования приняты на вооружение олимпийскими играми в 2014 году.

Трасса для слоупстайла и сами вылеты на ней, куда более устрашающие и впечатляющие, чем в дерт джампинге. Дикие вылеты позволяют райдерам совершать впечатляющие комбинации трюков. Весьма травмоопасная экстремальная дисциплина. На таких соревнованиях не редки такие случаи, когда выпрыгивает с трамплина райдер на велосипеде, а приземляются велосипед и райдер по отдельности.

Это все еще достаточно низкие и короткие рамы, практически такие же, как в соревнованиях по дерт джампингу, но уже часто не ограничивающиеся только амортизационной вилкой, а и с амортизатором на борту.

В трех словах о дисциплине

  • Тип велосипеда: дертовый велосипед;
  • Конструкция: хардтейл или двухподвес с амортизационной вилкой с ходом от 90 и вплоть до 160 мм;
  • Колеса: 24 – 26 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
  • Используемый рельеф: огромные грунтовые площадки с множеством огромных искусственных земляных трамплинов.

Итоги

Затронутая тема выходит крайне обширной и уместить ее в одной статье не очень-то получается. Поэтому эту статью мы завершим, обсудив трассовые, трековые и трюковые дисциплины, в которых для соревнований используются хардтейлы с ригидной вилкой. А уже в следующей статье мы раскроем тему соревнований на двухподвесах, основанных на с трейлами и безумные 15-и метровые обрывы на пути райдеров.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up