Конструкция велосипедных покрышек. Компаунд и TPI

Опубликовано: 10.08.2019
Изменено: 10.08.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 58

Конструкция велосипедных покрышек. Компаунд и TPIВелосипедная покрышка является одним из наиболее изнашиваемых компонентов велобайка. При регулярном использовании транспортного средства ее приходится менять каждые 2 – 3 сезона, а для поклонников экстремальных горных спусков и того чаще. Чтобы оснастить свой велосипед оптимальным вариантом, нужно иметь представление, какая покрышка предназначена для различных модификаций байка и чем компаунд отличается от ТPI. В любом веломагазине представлено великое множество данных аксессуаров – ведь каждым велобрендом совершенствуется конструкция велопокрышек, компаунд и TPI приобретают уникальные особенности, делающие шины еще прочнее и надежнее.

Что такое велосипедная покрышка

Велосипедная покрышкаПокрышка или шина представляет собой специальную оболочку, усиленную пластиковым или полимерным кордом, характеризующуюся различным числом TPI и крепящуюся на обод колеса. Она служит для сцепления велобайка с дорожным полотном, гасит мелкие колебания, которые испытывает велосипед при движении по неровному покрытию. Любой вид шин на велосипед, в том числе из материала «компаунд» и каучуковые, предназначен для накачки воздухом при помощи насоса.

Покрышка на велосипед имеет стандартную конструкцию, независимо от того, используется при ее производстве резина или компаунд, а также от числа ее TPI. Среди основных ее компонентов выделяют:

  • Строение велопокрышкипротектор;
  • каркас (корд);
  • боковину;
  • бортовое кольцо (бортировочный трос).

Протектор

Протектор велопокрышкиНаружная часть велопокрышки называется протектором. Он предназначен для того, чтобы обеспечить велосипед сцеплением с дорогой, а также защищает от возможных повреждений каркас шины. Различают позитивный и негативный протектор.

  • Покрышка с позитивным протектором обладает большим числом грунтозацепов, а количество канавок и углублений, соответственно, при этом снижается. Этот тип шины устанавливается на шоссейный велосипед, который активно используется на дорогах с асфальтовым полотном. Значения TPI преобладают невысокие. Компаунд служит превалирующим материалом, используемым при изготовлении протекторов позитивного типа;
  • Резина с негативным протектором обладает значительной площадью канавок, что делает велосипед более пригодным к передвижению по песку, снегу или грязи. Средние показатели TPI делают сцепление более прочным.

Для различных типов велобайков выпускаются шины с различными протекторами. В зимнее или летнее время для установки на велосипед рекомендуется покрышка, соответствующая сезону.

Для теплого периода года предназначены протекторы:

  • внедорожные – обладают агрессивным рисунком протектора, типичным является наличие большого числа грунтозацепов. Эти велопокрышки идеально подходят, чтобы эксплуатировать велосипед в условиях бездорожья, по песку или рыхлым почвам. Такая покрышка обладает хорошим сцеплением с почвой, а вот накат обеспечивает слабый. Чаще всего такие протекторы изготавливаются из резины и отличаются невысоким значением TPI.
  • слики – такая резина обладает невысоким протектором либо он вообще отсутствует. Гладкий протектор обеспечивает превосходное сцепление с дорожным полотном, велосипед при этом может развивать максимально возможную скорость. В качестве материала изготовления используют преимущественно компаунд, позволяющий добиться значительного снижения веса. Показатели TPI, как правило, превышают средние. Слики используют для установки на шоссейные велобайки, которые эксплуатируются исключительно в городских условиях. На бездорожье такой велосипед может испытывать сложности с управляемостью;
  • полуслики – считаются самыми универсальными протекторами. Средняя часть покрышки оснащена специальными канавками, позволяющими без усилий передвигаться по песку и грязи, а по бокам имеются грунтозацепы, обеспечивающие велосипед устойчивостью на поворотах. TPI полусликов имеют средние значения, для изготовления используется как компаунд, так и резина.

Зимний протектор изготавливается преимущественно из мягкой резины и характеризуется малым числом TPI. Для устойчивой езды по снегу велопокрышка часто оснащается шипами.

Каркас

Корд велопокрышкиКаркас – внутренняя часть велопокрышки, которая состоит из нескольких слоев корда – сплетения нескольких слоев нейлоновых, вискозных или полиэфирных нитей. Количество этих нитей, приходящихся на дюйм площади шины, обозначают международной аббревиатурой TPI, в Европе нередко используется другое буквенное наименование – EPI.

Корд поддерживает шину, обеспечивая ей постоянство формы и размера. Чем более высокой плотностью плетения отличается корд, тем более прочной будет покрышка. Чем больше использовано при изготовлении синтетических нитей, тем меньше будет составлять доля резины или современного материала – компаунда, что, соответственно, позволит снизить вес велобайка. Чаще всего на бюджетный велосипед устанавливается резина, TPI которой составляет от 24 до 67 единиц. Покрышка более продвинутых моделей имеет TPI от 60 до 130, а модели, предназначенные для участия в гонках, обладают TPI в 320 единиц. Низкая плотность плетения приводит к недостаточной прочности шины, которую производители стремятся повысить, наращивая дополнительно резину на протекторе, что, соответственно, утяжеляет колесо и велосипед в целом.

Боковина

Боковина велопокрышкиЧасть велопокрышки между бортом и плечевой зоной называется боковиной. Покрышка, устанавливаемая на велосипед, может быть представлена в 2 модификациях:

  • Gumwall – корд отличается низкой частотой плетения. Компаунд или резина являются преобладающим компонентом;
  • Skinwall – характеризуется высокими значениями TPI. Для этой разновидности шин используется лишь тонкий слой резины или компаунда в небольшом количестве.

Бортировочный трос

Бортировочный тросФолдинговая велопокрышкаБортовое кольцо (иначе бортировочный трос) является основой бортов шин. Именно с его помощью покрышка удерживается на ободе. Представляет собой хомут из металлических или кевларовых нитей. Наиболее распространенными являются бортовые кольца со стальным тросом, называемые клинчерными. Покрышка, усиленная кевларовыми нитями, называется фолдинговой. Благодаря особым свойствам кевлара такая покрышка может складываться, а ее вес в среднем на 100 грамм меньше клинчерных аналогов.

Что такое компаунд

Компаунд велопокрышкиСегодня для изготовления покрышек на велосипед используют 2 основных материала – компаунд и резину.

Компаунд представляет собой особую смесь, приготовленную из резины и различных полимеров. Состав, используемый для производства шин на велосипед различными брендами, варьируется у различных производителей, однако в обязательном порядке включает в себя:

  • каучук (до 60%);
  • сажу;
  • кремний;
  • известь;
  • жиры и масла;
  • оксид цинка;
  • серу для улучшения вулканизации;
  • красители.

Количество TPI может значительно варьироваться.

Основной характеристикой компаунда считается жесткость. Она влияет на прочность колеса, его накат, сцепление с дорожным полотном, а также на то, как долго прослужит покрышка. Жесткость обозначается двузначным числом с буквой «а».Чем большее значение указано на шине, тем тверже компаунд:

  • Мягкий обладает лучшим сцеплением, однако такая резина обладает низким TPI и изнашивается гораздо быстрее;
  • Жесткий обладает максимальной износостойкостью, велосипед, укомплектованный шинами из этого материала, обладает лучшим накатом. TPI его выше.

Различают следующие степени жесткости, которыми обладает компаунд:

  • самый липкий и мягкий (40а);
  • мягкий (42а);
  • универсальный (60а);
  • жесткий (62а);
  • очень жесткий компаунд (70а).

К минусам мягких покрышек с невысоким TPI относят:

  • непродолжительный ход велобайка накатом;
  • быстрая изнашиваемость;
  • появление трещин при низких температурах.

Отдельные производители предлагают велолюбителям более совершенные составные компаунды. Такая велопокрышка изготавливается комбинированным способом, с учетом плюсов и минусов твердых и мягких материалов.

Двусоставная велопокрышка изготавливается из жесткого компаунда в центральной части, а в боковой зоне используется мягкий материал. Такая конструкция обеспечивает велосипед хорошим накатом, а также устойчивостью на поворотах. TPI таких шин может быть достаточно высоким.

При изготовлении трехсоставной покрышки используются материалы с различными степенями жесткости для различных участков.

Итоги

Представление о конструкции велопокрышек, материале их изготовления, а также вариантах плотности поможет определиться с выбором оптимального варианта на конкретный велосипед. А правильные шины позволят сделать процесс передвижения на велобайке еще более комфортным и приятным.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up