Есть немало ситуаций, когда педали необходимо снять с велосипеда. А положения бывают разные: велопедаль скрипит, плохо вращается или вовсе не крутится. Иногда требуется замена педалей полная, или тщательная смазка их. В любом из этих вариантов надо знать, как снять педали с велосипеда.
Зачем может понадобиться снять педали велосипеда
С внешней стороны велосипед довольно простое транспортное средство, но есть ряд нюансов, которые связаны с определенными деталями, одна из них — это педаль. Бывают ситуации, когда велопедаль необходимо снять:
- на время хранения, чтобы уменьшить размеры самого велосипеда;
- для смазки, когда появляется скрип;
- когда возникает необходимость снять шатуны;
- при замене самих велопедалей.
Бывает, что снятие этой детали используют как противоугонное средство, но это довольно экзотический способ защиты велобайка от угона, лучше уж воспользоваться замком.
Все велопедали крепятся с помощью оси с резьбой, которая вкручивается в шатун. На левой педали велосипеда — левосторонняя резьба, а на правой правосторонняя. Такая симметричность не случайна, без нее во время движения эта деталь велосипеда будет просто откручиваться.
Устройство педалей велосипеда
Конструкция этой детали довольно простая, что позволяет быстро разобрать велопедаль в том, случае, когда необходимо смазать подшипники или же удалить попавшую внутрь корпуса пыль и песок. Итак, велопедаль состоит из следующих элементов:
- корпус, он же платформа, то есть поверхность на которую непосредственно ставится стопа;
- внутри корпуса ось с резьбой;
- подшипник, без него не будет вращения;
- гайки и болты, с помощью которой крепится вся конструкция;
- заглушка, устанавливаемая в торце для того, чтобы предотвратить проникновение пыли внутрь корпуса.
По своему предназначению велопедали можно квалифицировать следующим образом:
- обычные для прогулочных велосипедов, часто они полностью состоят из пластика, но нередко бывают и металлические;
- для горных велосипедов, изготовляется она из алюминиевого сплава, на поверхности платформы есть специальные шипы, для того, чтобы обувь не скользила и имела лучшее сцепление;
- контактные, с помощью механизма специальная обувь крепится к самой велопедали и легко отцепляется, в этом случае нужна специальная велосипедная обувь, чтобы её можно было прикрепить к платформе;
- туклипсы, крепление из ремешков, которое устанавливается на платформе в них просовывается носок стопы и закрепляется, такой вид крепления чаще используют на спортивных велобайках, но и на обычных велосипедах сейчас нередко устанавливают туклипс.
Собственно туклипсы можно воспринимать, как один из видов контактной велопедали. Есть модели велосипедов, на которые устанавливают складывающиеся педали. Это удобно при перевозке двухколесного транспорта и хранении. Перед поездкой всегда надо проверять эту деталь, просто крутанув ее ногой. Она должна свободно вращаться без всяких затруднений.
Какой инструмент понадобится
Прежде чем снять эту деталь велосипеда, надо подобрать и приготовить необходимый инструмент. Кроме того, понадобятся и некоторые материалы:
- ветошь, чтобы очистить детали от грязи;
- масло для смазки всех вращающихся частей;
- керосин, он понадобится, в том случае если деталь тяжело или совсем не откручивается.
Для того, чтобы произвести само снятие понадобится один перечисленных инструментов:
- рожковый на 15 или специальный педальный ключ;
- разводной ключ небольшого размера;
- ключ из велосипедного набора.
Для снятия контактных велопедалей нужен специальный инструмент – съемник. Он применяется также для снятия шатунов. Выбрав из этого набора тот, что наиболее удобен можно приступить к работе.
Последовательность действий при снятии
Обычно эта деталь с шатуна легко снимается, в несколько приемов:
- Велосипед надо поставить на колеса, так легче всего окрутить эту деталь;
- Правый шатун ставится горизонтально и к переднему колесу, затем откручивается, велопедаль против часовой стрелки;
- Точно также откручиваем левую, но только движения теперь по часовой стрелке.
При снятии контактной педали её сразу же можно разобрать, для чистки и смазки, для этого:
- После того, как она откручена от шатуна снимаем с торца заглушку и откручиваем контргайку одновременно другим ключом поддерживаем ось у шатуна;
- Снимается шайба, откручивается конус и с оси снимается платформа.
Точно также можно поступить и с обычным великом, если есть необходимость не просто снять педаль, но и разобрать её. И в таких случаях съемник значительно облегчает работу.
Поставить назад систему не так сложно, но перед установкой надо смазать солидолом резьбу. Потом приступить к установке, состоящей из нескольких этапов:
- С помощью дегризера прочищается резьба на педали и в шатуне;
- Вкручивается первоначально деталь руками, соблюдая обязательное правило – никаких перекосов;
- Закручиваем левую против часовой стрелки, правую по часовой;
- В некоторых велобайках есть в торце педали отверстие под шестигранник, поэтому после закрутки рукой, затем затягиваем шестигранником и закрепляем любым из вышеперечисленных ключей.
Закручивать надо с усилием, но так, чтобы в следующий раз можно было бы без особого напряжения открутить.
Все же прежде чем снимать, надо подумать есть ли в этом необходимость. если педаль плохо вращается, возможно её надо смазать, а для этого необязательно снимать:
- Положить велосипед на бок;
- С помощью отвертки снимают заглушку, которая установлена в торце;
- Масло для швейных машинок вливают внутрь, медленно поворачивая её, чтобы всё масло равномерно растеклось по оси;
- После того как масло залито, ставим на место заглушку и вращаем быстро секунд 10. Такой способ можно применить, когда нет времени на съем, разборку. Если проблема серьезная, то со временем педаль все-равно придется снять и или почистить хорошо, или же заменить.
Как снять без съемника
Этот инструмент по своему функционалу предназначен больше для демонтажа шатунов. С помощью него эта деталь велосипеда просто выкручивается из своего гнезда. Съемник представляет собой винт с двумя головками (с одной и другой стороны) на головках есть грани, которые подходят под рожковый или любой другой ключ. Снять педаль можно и без этого инструмента, используя только ключ, а вот шатуны без съемника снять довольно затруднительно, но попробовать стоит следующие методики:
молотком простукивать с внешней и внутренней стороны шатун, добиваясь того, чтобы расшатать его и легко открутить;
с помощью паяльной лампы нагреть головку шатуна и резко охладить, перепад температур приведет к тому, что резьба будет немного ослаблена, что даст возможность снять эту деталь.
Оба способа достаточно радикальны и могут просто повредить велосипед, так, что деталь просто придется поменять. Поэтому лучше всего воспользоваться съёмником.
Какие могут возникнуть трудности
Сложности при снятии возникают в тот момент, когда место соединения оси с шатуном, что называется «прикипело», т. е. не удается с помощью ключа никак открутить педаль. В этих случаях предлагается несколько методов:
просто взять ключ с более длинным плечом это усилит давление на ось и ускорит процесс откручивания её;
- в место соединения оси с шатуном влить немного растворителя WD-40, он поможет растворить коррозию забивающую резьбу и мешающую откручивать ось, если нет растворителя, используют керосин, но тогда надо подождать часа три, пока проявится его действие.
Есть еще один способ нагреть место соединения оси и шатуна, затем охладить. От расширения резьба станет более свободной и это облегчит снятие.
Итоги
Педаль в велосипеде деталь, которая может сниматься по разным поводам: для смазки, ремонта, удобстве при транспортировки и во время хранения. Конечно, можно обратиться в мастерскую, если наступит необходимость для снятия. Но всю эту процедуру можно провести самостоятельно приготовив необходимые инструменты и материалы. При этом использование съемника не так обязательно, даже в контактных вариантах. Назад ставят педали в три приема, обязательно соблюдая на начальном этапе вкручивания правило, не перекосить, иначе повредится резьба.