Подседельный штырь для велосипеда и какой он бывает

Опубликовано: 12.06.2019
Изменено: 12.06.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 498

Подседельный штырьПодседельный штырь неотъемлемая часть практически любого велосипеда, за исключением триал дисциплины, где нет необходимости в наличии как самого штыря, так и седла. В остальных же дисциплинах без седла никак и, соответственно , без подседельной трубы, которая его держит. Далее мы расскажем что такое подседельный штырь для велосипеда и какой он бывает.

Функционал и типы подседельного штыря

Основной функционал этого устройства состоит в том, что с помощью него осуществляется удерживание и регулировка седла. Из регулировок доступны настройки седла по высоте, по наклону относительно горизонта и повороту вокруг своей оси. В зависимости от конструктивных особенностей велосипеда и его дисциплины, различают несколько типов устройства:

Жесткий

Жесткий подседельный штырь

Изготовляют их из алюминия, титановых сплавов, стали, карбона. Конструктивно это самый простой и наиболее распространенный способ крепления седла – струбцина, которая неподвижно фиксирует седло в раме. В данном случае регулировка осуществляется путем откручивания болта, который держит штырь в трубе рамы. После чего находится нужная высота, наклон, поворот и снова все фиксируется. Эта деталь надежна и прочна. В зависимости от материала изготовления меняется и максимальная прочность элемента. Наиболее прочными являются стальные и титановые. При этом стальные самые дешевые, но и самые тяжелые. Поэтому и используются зачастую только в BMX дисциплине. Титановые – неоправданно дорогие, поэтому распространены наименее всего. Золотая середина – алюминиевые сплавы и по дороже карбоновые. Карбоновые ставятся в случае гонки за общим весом велосипеда.

Амортизационный

Подседельный штырь с амортизатором

В данном случае “на борту” есть специальное устройство, которое смягчает езду при поездках по грунтам, пересеченной местности. Эти устройства различаются большим разнообразием и каждая компания разрабатывает под собственные велосипеды свои варианты амортизации седла. Используется на хардтейловых и ригидных типах велосипедов, так как на двухподвесах в этом нет необходимости. Основной недостаток этих механизмов, их дороговизна и необходимость постоянного обслуживания, чего не требуется для обычных жестких моделей. В реальности это всего лишь компромисс ради повышения комфортности передвижения и имеет слабую распространенность в массах.

Интегрированный

Интегрированный подседельный штырь

Чаще всего такой тип конструкции создается индивидуально под конкретную модель велобайка, как правило, спортивного. Он изготавливается под определенный рост и не может регулироваться, так как является жестким единым устройством, интегрированным в раму. Чаще всего применяется в рамах, изготовленных из карбона или стали. Где седло крепится так, чтобы оно надежно держалось и было приспособлено к серьезным нагрузкам.

Пневматический подседел (Dropper)

Пневматический подседел (Dropper)

Самая современна и продвинутая вариация. Основана на пневматической телескопической системе. Как и в амортизационную систему рамы, в дроппер закачивается воздух с высоким давлением. Позволяет на ходу менять высоту седла без особых усилий и телодвижений. Различаются на механические и гидравлические. Механические приводятся в действие тросиком, гидравлические – маслом в гидролинии. Самые последние модели управляются курком на руле. Дропперы имеют достаточно сложный механизм и требуют периодического технического обслуживания. Дороговизна системы и немалый вес в сравнении с обычными подседелами, замедляют его повсеместное распространение. Но с каждым годом все большее и райдеров раскошеливаются на это удовольствие. Наиболее популярен в универсальных дисциплинах, где нужно менять высоту седла в зависимости от того, что ты делаешь – летишь с горы вниз, педалируешь в гору или выполняешь прыжки на треловых трассах.

Подседельный штырь – стандарты длины и ширины

Стандарты длины и ширины подседельного штыряЗачастую в специализированных магазинах, занимающихся продажей велосипедов, на витрине все модели стоят с максимально выдвинутым штырем. А он в идеале должен достигать 30 – 40 см. длины. Велики из разряда “эконом-класса” имеют короткий штырь – до 15 см. Если же на витрине велобайк представлен не в таком виде, длину штыря можно легко проверить, открутив основной болт зажима, с помощью которого фиксируется устройство и выдвинуть на максимальную длину. Чтобы определить какой длины подседела будет достаточно лично вам, необходимо сесть на велобайк в позу, соответствующую рассматриваемой велодисциплине, поставив ноги на педали, подобрать комфортную высоту седла. При этом, в низшей точке расположения педали относительно земли, колено должно быть почти полностью разогнутым, а при снятии ног с педалей, они должны доставать до земли.

Часто различные компании, выпуская разные модели велосипедов, устанавливают и свой диаметр. Например:

  • Shulz 31,4; 31,8; 33,9 мм;
  • Trek, Stels 26,0; 26,8; 29,2 мм;
  • Giant 29,6; 30,8 мм;
  • Specialized 30,9;
  • Atom fxc 31,2.

Наиболее же распространенные диаметры это: 31,6 мм., 30,9 мм. и 27,2 мм.

Адаптеры подседельного штыряШтырь обязательно должен соответствовать установленному диаметру. В противном случае он будет при движении люфтить в трубе и со временем просто сломается. А в худшем может повредить и раму. При покупке подседела необходимо уточнять технические данные рамы и покупаемого изделия. В крайнем случае, измерять его диаметр и диаметр трубы рамы с помощью штангельциркуля или обычной линейки. На рынке существуют переходники – адаптеры, позволяющие установить подседельный штырь малого диаметра в трубу, предназначенную для большего диаметра.

Типы фиксации седла велосипеда на подседельном штыре

Типы фиксации седлаПодседел должен надежно удерживать седло, а значит и система замка, фиксирующая его, должна отвечать этому требованию. За всю историю развития велосипеда как механической конструкции, было разработано три основных типа таких замков:

  1. Самый простой – когда штырь зауженной своей стороной вставляется во втулку седла и крепится болтом. Такие замки чаще всего имеются у обычных городских двухколесников;
  2. Более сложная конструкция состоит из двух рамок (рельс), между которыми проходит крепежное приспособление седла. И вся эта система стягивается одним болтом. Такой замок позволяет регулировать наклон седла;
  3. Типы фиксации седлаЕще один вариант, очень похож на одноболтовый, но здесь уже два болта и они, с помощью особой вставки, вкручиваются в само седло. Что позволяет еще более удобно регулировать уровень наклона и надежность фиксации.

В ряде случаев замки подседельников разрабатываются для определенных типов велобайков, которые предназначены для спортивных соревнований. Эти разработки специально патентуются как отдельные изобретения и имеют сложную конструкцию.

Обслуживание подседельного штыря

Обслуживание Пневматического подседелаКак и каждая деталь велосипеда, штырь требует к себе внимания и нуждается в обслуживании. Это гарантия того, что он прослужит дольше. Некоторые нюансы в уходе за подседельным штырем:

  • Примерно раз в год устройство, изготовленное по жесткой системы, надо вынимать из трубы рамы и смазывать ровно до того места, по которое он входит в трубу;
  • Телескопические дропперы куда более технологически серьезная деталь и требуют соответствующего внимания. Дропперам необходима периодическая смена масла в камере, прокачка воздуха, смазка или замена маслосъемников, пыльников. Для гидравлических вариаций, прокачка или полное обновление гидролинии. Желательно осуществлять посезонное ТО. В крайнем случае, незамедлительно нести к веломасетру при появлении дефектов в работе устройства. К таким относятся рывки во время изменения высоты, “застывание” в какой-либо позиции, посторонние звуки при работе механизма.

Своевременный уход за подседельником продлит срок его службы и сделает поездки на велосипеде приятным времяпрепровождением.

Итоги

Подседельный штырь необходимый элемент почти любого велосипеда, так как без него невозможны крепление и регулировка высоты седла. Материалы изготовления на любой вкус, но наиболее распространенный алюминиевый сплав, как компромисс жесткости, веса и стоимости. Подседельные штыри существуют как полностью интегрированные в раму велосипеда, так и в виде отдельной струбцины, вплоть до пневматического телескопического устройства. Выбирать стоит отталкиваясь от дисциплины катания и от возможностей бюджета. В шоссейных, триатлон и подобных дисциплинах нет необходимости в смене высоты сиденья на ходу, а вот вес критичен, выбор очевиден – карбон, титан. В кросс-кантри, трейл, эндуро и аналогичных универсальных видах заездов, немалое преимущество дают телескопические подседельные штыри. Если не пугает больший вес и позволяет кошелек, то да здравствует еще одно технологичное устройство на борту вашего велосипеда. Техническое обслуживание для обычных жестких подседельных штырей не так критично и не требует много внимания и финансовых вложений. С телескопическими же на оборот – необходимы периодические полные разборки, желательно специалистом, обслуживания и замены внутренних элементов, масла, воздуха.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up