Типы велосипедных систем по распределению усилия

Опубликовано: 20.07.2020
Изменено: 20.07.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 5 925

Типы велотрансмиссийИзобретение способа передачи усилия, которое ноги человека оказывают на педали, к колесам, обеспечило велосипеду успех и распространенность по всему миру. Эта механическая система осуществляет трансформацию вращательного движения педалей, заставляя таким образом двигаться велобайк. Технический прогресс обеспечивает непрерывное совершенствование велотранспорта. И если раньше на велосипед устанавливалась исключительно цепная система для распределения усилия, то сегодня на трассах можно встретить различные виды трансмиссий, хотя цепная и сохранила значительное преимущество.

Виды велосипедных систем по распределению усилий

Современные велопроизводители устанавливают на свои велобайки следующие типы велосипедных систем, по распределению усилия подразделяющиеся на:

  • цепные;
  • ременные;
  • вальные;
  • рычажные;
  • тросовые.

Цепная

Цепная трансмиссияСостоит из двух звездочек и цепи, соединяющей их. Именно цепь передает усилие с ведущей звездочки на ведомую. Цепь состоит из звеньев, которые надежно соединяются между собой замками или пинами разных размеров. Современная цепная трансмиссия предусматривает установку цепи с количеством звеньев от 110 до 126, в зависимости от числа звездочек. На односкоростные виды велобайков устанавливается система с цепью в 108 звеньев.

Выделяют следующие типы цепей:

  • односкоростные;
  • многоскоростные, предусматривающие наличие от 7 до 12 передач;
  • облегченные, в которых для снижения веса механизма в пинах имеются полости;
  • хаф-линк – вид цепи с повторяющимся звеном.

Цепная трансмиссия отличается высокой надежностью и устанавливается почти на 98 % велосипедов. Помимо этого, цепная передача обеспечивает байк рядом других достоинств:

  • высокой эффективностью передачи усилия;
  • отсутствием проскальзывания звеньев;
  • большим количеством передаточных чисел, которое обеспечивается установкой нескольких звезд со значительным количеством зубьев.

Среди недостатков, которыми обладает цепная система, отмечают:

  • необходимость в регулярной очистке, которая может быть весьма сложной из-за непростой конструкции цепи;
  • обязательное периодическое обслуживание (натяжение, подгонка) и смазка через каждые 100 км пробега;
  • подверженность быстрому износу;
  • склонность к разрывам при значительном пробеге;
  • возможность переключения передач лишь при вращении педалей.

На ряде велосипедов с цепным приводом предусмотрена установка коробки передач. Ее основной задачей является защита механизма переключения передач от загрязнений. Открытыми остаются лишь цепь, а также ведущие и ведомые звезды. Среди ее достоинств особенно выделяют следующие особенности:

  • закрытая конструкция препятствует попаданию пыли и грязи;
  • правильное распределение веса, позволяющая улучшить маневренность;
  • наличие защитного кожуха позволяет избежать поломки механизма;
  • экономичность в обслуживании. Замена масла производится после 10 тысяч километров пробега;
  • срок службы превышает 100 тысяч км.

К недостаткам относят:

  • несовместимость с большинством велосипедных рам. Требует монтажа на раму специального крепления;
  • увеличение веса велосипеда на 2-3 кг;
  • необходимость установки переключателя с 2 тросами.

Ременная

Ременная трансмиссияВизуально велобайк, оснащенный ременной передачей, ничем не отличается от классического, с цепным типом привода. Главным нюансом является установка ремня вместо привычной цепи.

Среди достоинств, которыми обладает эта система, называют:

  • долговечность. Композитные материалы, из которых изготавливают ремни, являются прочными и надежными. Они не растягиваются, не трутся и не ржавеют;
  • простота ухода. Грязь с ремня легко отмывается водой;
  • отсутствие необходимости смазывать ременной механизм;
  • малый вес по сравнению с традиционной металлической цепью, предназначенной для установки на велосипед;
  • хорошая проходимость благодаря высокому клиренсу;
  • подходит для поездок в любое время года.

Однако ременной привод также не лишен недостатков. К ним причисляют:

  • необходимость следить за натяжением ремня;
  • использование нестандартных деталей, что усложняет ремонт;
  • значительная масса заднего колеса;
  • высокая стоимость велобайка с ременным типом системы.

Вальная

Вальная трансмиссияПредусматривает передачу усилия от кареточного узла к колесу при помощи вала. Данный привод не предусматривает наличия звездочек, цепи или ремня. Переключение передач обеспечивается соединением приводного вала и встроенного во втулку редуктора. И, хотя велобайк с карданной системой передачи усилий можно встретить не слишком часто, его приверженцы отмечают ряд достоинств вала. К ним относят:

  • надежность вального привода. В данной конструкции полностью исключена возможность повреждения или смещения цепи;
  • высокая проходимость, которую обеспечивает конструкция валов, установленная в трансмиссию;
  • улучшенные аэродинамические свойства;
  • переключение передач производится вне зависимости от вращения педалей.

Среди немногочисленных недостатков карданного типа отмечают:

  • увеличенный вес велобайка, на который установлена вальная система;
  • количество передач не превышает восьми.

Рычажная

Рычажная трансмиссияВелосипед начал комплектоваться этим видом трансмиссии относительно недавно. Рычажный велосипед отличается от своих собратьев наличием рычагов, которые устанавливаются между педалями и шатунным узлом. Просто нажимая на них, райдер приводит велосипед в движение.

К плюсам, которые демонстрирует такая конструкция, относят:

  • высокую эффективность, которая достигается за счет увеличения длины рычага и дополнительного использования при нажатии на него силы тяжести;
  • снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат;
  • отсутствие необходимости в регулярном обслуживании;
  • малый вес механизма;
  • эффектный дизайн.

Высокая стоимость, которой обладает велосипед с рычажной системой, является главным ее недостатком.

Тросовая

Велосипед с трансмиссией такого типа впервые был представлен в Венгрии. Конструкция привода представляет собой эксцентрики, закрепленные на педалях, через которые протянут прочный трос. При вращении педалей трос при помощи нескольких шкивов взаимодействует со втулкой заднего колеса, приводя велосипед в движение.

 Система обладает рядом преимуществ:

  • переключение передач может производиться в любой момент времени, независимо от вращения педалей;
  • трос имеет фиксированную позицию, не скользит и не проскальзывает;
  • трансмиссия не требует смазки;
  • скоростные характеристики улучшаются путем замены эксцентриков.

Однако при обрыве троса, особенно при движении под нагрузкой, существует вероятность травмирования велосипедиста.

Итоги

Несмотря на то, что велосипед давно изобретен, его модернизация и совершенствование не прекращаются ни на час. Ознакомившись с велосипедными системами, различающимися по способу распределения усилия, можно выбрать тот вид, который максимально удовлетворяет требованиям райдера.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий