Типы велосипедных систем по способу передачи

Опубликовано: 20.07.2020
Изменено: 20.07.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 38

Переключение скоростей велобайкаЗабота об экологии и стремление к здоровому образу жизни заставляют пересаживаться на велосипед все большее число жителей планеты. Однако многообразие стилей езды и типов велобайков превращают выбор транспортного средства в весьма непростое занятие. Начинающий райдер, как правило, имеет весьма поверхностное представление о том, какая система установлена на велосипед, и о том, какая передача должна использоваться в различных дорожных условиях. Эта статья поможет понять, какие типы велосипедных систем по способу передачи могут быть установлены на современный байк и выяснить их достоинства и недостатки.

Система скоростей

Велосипедная система представляет собой набор звезд, которые вместе с шатунами устанавливаются на каретку. Звезды, предназначенные для монтажа на современный велосипед, изготавливаются из карбона, стали или алюминия.

Различные виды велосипедных трансмиссий позволяют осуществлять передачу различными способами. В зависимости от этого система может относиться к одному из следующих типов:

  • классической;
  • планетарной;
  • синглспид;
  • фиксгир.

Классическая система

ТрансмиссияВелосипедная трансмиссия классического типа представляет собой сложный механизм, состоящий из звезд, шатунов, переключателей, цепи. Звезды, установленные на переднее колесо, являются ведущими, сзади на велосипед устанавливаются ведомые звезды. Скорость меняется при помощи переключателя, установленного на руле. Он оказывает воздействие на специальный трос, при помощи которого цепь перебрасывается на звезду большего или меньшего диаметра. Возврат на меньшую передачу может также осуществляться посредством пружины.

Сегодня одна скорость встречается на бюджетных или детских моделях. Также постоянная передача предусмотрена на некоторых типах специализированных велосипедов. Почти на 90 % велобайков, встречающихся на дорогах, устанавливается многоскоростная трансмиссия. На передние колеса монтируется система звезд, сзади велосипед оснащается кассетой или трещоткой.

Количество звезд и их габаритные размеры определяют возможности, которыми будет обладать велосипед. При большом размере ведущей звезды велобайк сможет развивать большую скорость. Классическая трансмиссия предусматривает наличие от одной до 3 ведущих звезд и от 7 до 12 ведомых. Высокая передача (3-6, 3-7) применяются для достижения значительных скоростных показателей на ровной трассе, при подъеме на возвышенность или при движении по пересеченной местности обычно применяется низкая передача.

В последнее время велолюбители отказываются от сложных систем, а предпочитают приобретать велосипед, не имеющий слишком сложных конструкций. Чаще всего на переднее колесо устанавливается одна звезда, в то время как число задних может достигать 12. Благодаря переходу на одну звезду трансмиссия стала более простой и легкой, велосипед избавился от двух дополнительных звезд, манетки и переключателя, что привело к снижению общего веса велобайка. Отсутствие опции переключения скоростей позволяет не волноваться о том, что при переключении на большую или меньшую звезду цепь слетит или передача переключится некорректно. Эта система отлично справляется не только с передвижением по ровной дороге, но и с подъемом в гору без переключения скоростей.

Классическая внешняя трансмиссия обладает множеством достоинств:

  • передача может переключаться в большом диапазоне;
  • надежностью конструкции;
  • малым весом;
  • низкой стоимостью.

К недостаткам, которыми обладает такая конструкция, относят:

  • быстрый износ цепи из-за возможного перекоса;
  • скорость не всегда переключается корректно;
  • трансмиссия нуждается в регулярной очистке и смазке;
  • скорость переключается только при вращении педалей.

Планетарная втулка

Планетарная велосипедная втулкаСистема, в которой механизм переключения находится внутри втулки, называется планетарной. Она представляет собой сложный механизм, состоящий из комплекса шестеренок и служащий для изменения передаточного отношения. Также в большинстве планетарных втулок монтируется и задний тормоз. Положение шестеренок и их взаимодействие, благодаря чему выбирается передаточное число, регулируется при помощи расположенной на руле рукоятки. На современный велобайк может быть установлена планетарная система с количеством передач от 5 до 14. Чаще всего она монтируется на велосипед дорожного, городского или прогулочного типа. К достоинствам механизма данного вида относят:

  • устойчивость к повреждениям и низкая подверженность внешним воздействиям, что обеспечивается закрытой конструкцией;
  • вследствие отсутствия перекоса цепи или ремня при движении может быть использована любая передача, ее переключение происходит абсолютно безопасно;
  • скорость может переключаться без вращения педалей.

Среди недостатков, которыми обладает данная система, называют:

  • большой вес;
  • необходимость прилагать значительное усилие при вращении педалей;
  • низкая ремонтопригодность;
  • высокая стоимость.

Синглспид

Синглспид трансмиссияВелосипед, на котором имеется лишь одна передача, называют синглспидом. На этот специфический байк устанавливается трансмиссия, на которой предусмотрено наличие спереди и сзади по одной звезде. Большинство синглспидов относятся к городскому типу, так как при движении по ровным асфальтированным дорогам не требуется развивать большую скорость, и, соответственно, наличие скоростей, а также возможность их корректного переключения не являются необходимым условием. Велосипед, относящийся к виду синглспид, сконструирован таким образом, что при вращении педалей колеса всегда вращаются, что происходит благодаря специальной втулке. Велосипед замедляется и останавливается при вращении педалей назад. Райдеры, эксплуатирующие велосипед типа синглспид, отмечают ряд достоинств этого транспортного средства:

  • трансмиссия является очень надежной;
  • на байке предусмотрена лишь одна передача, что избавит райдера от всех сложностей, связанных с переключением скоростей;
  • низкий вес благодаря отказу от тросов, манетки и переключателей.

 Система также не лишена недостатков. К ним относят:

  • необходимость частого вращения педалей;
  • достаточно низкий эффект торможения;
  • одна передача обуславливает нехватку динамики при разгоне;
  • сложности в преодолении препятствий.

Фиксгир

Фиксгир трансмиссияВелосипед, на который установлена одна фиксированная передача, называют фиксгиром или фиксом. Эта система предусматривает постоянное вращение педалей для осуществления движения. Причем двигаться на таком байке можно как вперед, так и назад. Классический вид фиксгира, на котором предусмотрена единственная передача, не предполагает наличия тормозов, велосипед останавливается посредством создания усилия сопротивления на педали. Городские виды байков, на которых предусмотрена одна скорость, оснащаются ручным тормозом для предотвращения дорожных происшествий. К достоинствам, которыми обладает велосипед данного типа, относят:

  • надежность;
  • плавность хода;
  • хорошую управляемость благодаря прямой связи с педалями;
  • система не требует регулярного обслуживания.

Среди недостатков велобайков этого вида особенно отмечают:

  • сложность педалирования из-за большой скорости вращения педалей;
  • низкий эффект торможения;
  • невозможность справиться с бордюрами и подобными им препятствиями.

Итоги

Эта статья позволяет получить представление о различных системах, предназначенных для установки на велосипед, и отличающихся по способу, которым осуществляется передача. Получив представление о принципе действия каждой из них, можно подходить к выбору вида велобайка более осознанно и не ошибиться с его выбором.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up