Передняя вилка является одной из главных составляющих любого современного велосипеда. Благодаря ее амортизационным способностям повышается комфортность езды и управляемость велотранспортом. На данный момент на рынке существует огромное количество велосипедных вилок, которые отличаются по своим характеристикам. Для того чтобы грамотно подобрать качественную и максимально удобную для катания вилку, необходимо разобраться в устройстве передней вилки велосипеда.
Назначение и виды передней вилки
Велосипедная вилка отвечает за крепление переднего колеса и руление велосипедом. Она выполняет функцию поворота колеса, а также сглаживает неровности дорог, что значительно улучшает показатели езды.
Передние вилки на велосипед классифицируют по нескольким признакам, основными из которых является наличие амортизаторов. Так, они делятся на жесткие (фиксированные) и амортизационные.
Фиксированные
Жесткую вилку лучше всего использовать для езды по городу на гладких и ровных дорогах. О поездке в лес на велосипеде с таким устройством веловилки лучше забыть. Они почти не уменьшают ударные нагрузки при скоростной езде по неровным дорогам. Таким образом снижается управляемость транспорта и ухудшается торможение передним колесом. Однако, несмотря на все отрицательные стороны, данный тип обладает целым рядом достоинств — это прочность, долговечность, малый вес, а также отсутствие необходимости в обслуживании.
Жесткие передние вилки обычно изготавливают из стали, сплавов алюминия, титана и карбона. Самыми бюджетными материалами для них считаются сталь и алюминий. Однако стоит сказать, что приобретение таких вариантов нежелательно, ведь они почти не смягчают ухабистость дорог. Лучшими считаются модели из карбона. Здесь наилучшее соотношение цены и качества. Ведь титановые изделия, хотя они и очень хороши, не каждый может себе позволить.
Амортизационные
Амортизационные передние вилки различаются в зависимости от сочетания материалов, которые используются в качестве пружины и демпфера:
- Пружинные передние велосипедные вилки. Данный вид устройства используется в бюджетных моделях велосипеда. В таких моделях амортизатора демпфер не предусмотрен, а в основе вилки используется обычная стальная пружина;
- Пружинно-эластомерные передние веловилки. Функцию демпфера выполняет элемент из мягкой пластмассы, резины (эластомер), который расположен внутри стальной пружины. Из-за быстрой изнашиваемости, эластомер теряет свои свойства. Однако он довольно хорошо выполняет свои основные функции;
- Воздушные передние веловилки. Как можно понять из названия, основным элементом устройства является воздух. Здесь он является и пружиной, и демпфером. Такая вилка выгодна в обслуживании, а также ее цена вас приятно удивит. Однако у этой модели есть свои недостатки — это отсутствие настроек и низкий срок использования при интенсивном катании;
- Масляно-воздушные передние веловилки. В качестве пружины используется воздух, а роль демпфера выполняет масло. Данный вариант считается наилучшим. Они имеют преимущества перед остальными амортизаторами — это большое разнообразие настроек и золотая середина в весе;
- Масляно-пружинные передние велосипедные вилки в основном устанавливаются на спортивные велосипеды. Они состоят из пружины и масляной системы (демпфера). Подобное устройство изготавливается высокого качества и обладает большим весом, что позволяет использовать его очень и очень долго.
Для производства амортизационных веловилок используются такие же материалы, как и для жестких. Но также, как и для предыдущих, идеальными считаются карбоновые модели.
Наличие амортизационной системы наделяет владельца велосипедного устройства некими привилегиями. Во-первых, они позволяют экономить энергию, во-вторых, не погубить свое здоровье. Ну и в-третьих, сохраняют управляемость велосипеда даже при наезде на ямы и кочки.
Внутреннее устройство
Передняя вилка начинается в том месте, где заканчивается рулевая колонка. Сверху располагается корона, к ней прикрепляются рычаги для регулировки жесткости езды. По бокам из них выходят внутренние трубы (ноги). У основания внутренних труб крепятся пыльники, которые предотвращают попадание внутрь системы мусора. За ними располагаются сальники. Они словно губка впитывают в себя излишнюю смазку и однородно распределяют ее по верхней трубе.
Штаны состоят из двух цилиндрических стаканов, которые соединяются между собой с помощью специальной перемычки — гориллы. В штаны вставляются вышеописанные ноги передней вилки велосипеда. Именно они принимают непосредственное участие в процессе амортизации. В ногах находятся амортизатор и демпфер. Демпфер предотвращает резкое возвращение пружины в исходное положение во время наезда велосипеда на препятствие, а амортизатор берет на себя всю нагрузку и гасит незначительные колебания, которые возникают во время поездки. Сверху ноги закрываются заглушками.
Обслуживание
Обслуживание устройства состоит из нескольких пунктов.
Снятие
Для того чтобы снять переднюю вилку, необходимо поставить велосипед вверх колесами или закрепить в монтажной стойке. Далее стоит распустить тормоза (если они тросовые) и открутить переднее колесо. Затем нужно вынуть рулевую трубку и руль с выносом. После проделывания этих процедур можно доставать вилку.
Существует два вида крепления передней вилки:
- безрезьбовой — применяется практически на всех современных велосипедных устройствах. Рулевой вынос прикрепляет якорь, который находится в штоке вилки. Якорь прикручен с помощью болта, поэтому для завершения снятия вам необходимо его выкрутить, а также один-два болта непосредственно зажимающих вынос вокруг штока;
- резьбовой — всем нам знаком этот способ крепления по старым велосипедам — при помощи гайки, шайбы с усиком, конуса и контргайки, закрепляется верхний подшипник. Тем не менее, при чрезмерных нагрузках на велосипед образуется зазор.
Чистка
Для продолжительного пользования устройствами велосипеда, их необходимо постоянно поддерживать в чистоте. Все пыльники, сальники, кожухи, поверхности труб и изоляцию. Механизмы, в которых содержится масло, могут подтекать. В данном случае рекомендуется не откладывать на потом и обратиться за помощью к специалисту.
Замена
Не всегда можно обойтись только чисткой механизма:
- Замена масла проводится каждый сезон. Между тем, стоит делать поправку на стиль катания. Также поводом для смены масла может послужить любая поломка устройства;
- Пружинные свойства ослабляются при динамичной эксплуатации велосипеда. Поэтому пружины тоже нужно менять в зависимости от типа конструкции;
- Обладателям масляно-воздушных и воздушных вилочных устройств не стоит забывать пополнять недостаток воздуха.
Итоги
Передняя вилка играет очень важную роль, поэтому при ее выборе стоит обращать внимание на все детали — прежде всего на амортизационные свойства, настройки должны быть гибкими и не нужно забывать о вашем стиле катания. Так, жесткую конструкцию стоит приобрести для езды по ровной местности. А для катания с препятствиями все же лучше выбрать амортизационную, ведь она снизит нагрузку на кисти и ладони во время езды на велосипеде. И не стоит скупиться, ведь от качества амортизатора зависит состояние спины ездока, а также комфорт вашей поездки.