Велосипедный руль и его разновидности

Опубликовано: 12.06.2019
Изменено: 12.06.2019
Автор: Сергей
Просмотров: 331

Развитие в промышленности по изготовлению велосипедов медленно, но уверенно претерпевает изменения. И в основном это связано с появлением большого разнообразия дисциплин велосипедного спорта. Из-за чего производителям приходится вносить изменения в отдельные детали и в общую геометрию велобайка, для создания более комфортных условий езды и выполнения специальных элементов. Изменения претерпевают как рамы, ходы подвески, материалы изготовления, стандарты трансмиссии, так и банальный руль. В этот раз нас интересует то, с чего начинается управление двухколесным транспортом – руль. Здесь мы рассмотрим что из себя представляет велосипедный руль и его разновидности.

Руль и его устройство

Руль на велосипед представляет собой трубу различной ширины, диаметра и формы с требуемым углом изгиба. Крепится при помощи выноса к штоку вилки. Необходим как точка опоры для управления и поддержания равновесия велобайка. Изготавливается из алюминия, карбона, хроммолибденового или титанового сплава.

Вынос или иначе рулевой кронштейн, выполняет роль соединяющего элемента. Представляет собой удлинённую деталь, по краям которого имеются фиксаторы для рулевой перекладины и штока вилки. Данный элемент определяет расстояние от рулевой трубы до рамы велосипеда. Расстояние (длина выноса) для каждого велосипеда и его владельца подбирается индивидуально.

Ремонту велоруль подвергается не часто, но при сильном падении или износе рулевых элементов необходимо обслуживание и/или замена деталей.

Разновидности

Можно выделить следующие разновидности руля для велосипеда.

Для горного велосипеда – прямой (флэт)

Руль riserДля горного велосипеда используют прямой (флэт) или немного изогнутый (райзер) руль. Руки располагаются в одном положении. Однако, при установке дополнительных наконечников, называемых «велосипедные рога», добавляется ещё одно место для хвата руками и смены нагружаемых мышц и суставов руки. Прямой руль относят к спортивным дисциплинам и используется на большинстве типов маунтинбайков. Рулевая труба с изгибом (с подъемом) это по сути разновидность прямого и ставится по предпочтениям ездока. Чаще удобнее для выполнения элементов “станта” (трюковая езда).Руль flat

 

Дорожный руль (так же используется на BMX’ах)

Руль bmxУстройство дорожного руля знакомо всем ещё с детства. И можно сказать, этот тип является родоначальником всех современных моделей. За счёт поднятого руля ездок имеет вертикальную посадку и только одно место для обхвата руками. На настоящий момент дизайнеры внесли некоторые дополнения в конструкцию. В связи с чем устанавливается на городские и детские велобайки для катания по ровной дороге. Немного изменённая форма, с сильно поднятыми местами для хвата рук по отношению к выносу, используется на BMX’ах.

Руль изогнутой формы – «бараньи рога»

Рули бараньи рогаДля шоссейного велосипеда используют руль изогнутой формы – «бараньи рога», что даёт велорайдеру 4 места для хвата рук. Меняя положения рук, изменяется посадка ездока от вертикальной до горизонтальной. Места для хвата имеют обмотку, которая может различаться по материалам, качеству изготовления и цвету. При определённом обхвате руля (ладони в вертикальном положении) облегчает воздействие нагрузки на суставы рук. В центральной части можно установить упоры для локтей, что значительно облегчают управление велосипедом и создает более аэродинамичное положение ездока. Существуют глубокие и мелкие «бараньи рога». Каждый производитель, выпускает велоруль привнося свои изменения в изгибы или наклоны, что делает каждую модель уникальной.

 

Походные рули

Руль бабочкаПоходные рули напоминают бабочку. Устанавливается на велосипеды, предназначенные для не быстрых прогулок или для поездок на большие расстояния. Положений для хвата рук в пределах четырех, отчего и посадка велосипедиста будет изменяться. Концевые части (дропы) могут быть направлены как к ездоку, так и в обратную сторону. Для удобства могут быть обмотаны или зачехлены в поролоновые накладки.

В виде усов

Рули-усыРуль велобайка в виде усов. Конструкция напоминает предыдущий вид, но без одного загиба, что облегчает вес рулевой трубы. Также относится к более старым моделям, используемых ещё на советских великах. Достаточно места для хвата, из-за чего посадка велосипедиста может меняться в соответствии с желанием ездока. Зачастую ставится на городские или туристические модели велосипедов.

Рули-рога

Руль рогаРули-рога. Имеет схожесть с «коровьими рогами». Используется в велогонках, но так же популярен в туризме, как и два предыдущих. Благодаря трем положения для хвата, могут позволить ездоку находиться как в полулежачем положении, так и вертикальное. Устанавливают на велосипеды для катания по грунтовым и асфальтированным дорогам.

Как выбрать

Выбор руля не является эпически сложной задачей, но также имеет свои нюансы. Достаточно просто определиться в таких критериях критериях, как стандарт соответствия выносу велобайка и стиль катания:

Посадка велосипедиста

Посадка велосипедистаОна напрямую зависит от разновидности велосипеда, по которому нужно ориентироваться при выборе. Если покупка и установка сделаны правильно, тогда будет удобно управлять и комфортно кататься. К примеру, горные велосипеды имеют изогнутый или прямой руль, что определяет наклон туловища в 45°. Для городского принято вертикальное положение ездока, что обеспечивается несколькими элементами конструкции, кроме руля. На шоссейном велосипеде устанавливается руль, позволяющий велорайдеру наклоняться параллельно дороге.

Количество хватов

Количество хватов вело руляПри продолжительном заезде сложно оставлять руки в одном положении. Постепенно начнут затекать плечи и предплечья, кисти рук, а иногда и шея. В связи с этим, шоссейные велики предполагают установку специального руля “бараньи рога”, что позволяет изменять положение рук. Иногда установку такого руля проводят и на другие разновидности велосипедов, но это зависит от предпочтений владельца.

Наличие основного оборудования и дополнительных аксессуаров.

Каждый руль имеет свои размеры и форму, для которых специально изготавливают основное оборудование (устройство переключения скоростей, ручки тормозов, грипсы, велокомьютеры, фонари и т.д.). Из-за чего снять навесное оборудование с горного и поставить на шоссейный велосипед будет, мягко говоря, затруднительно.

Совместимость руля и выноса.

Для установки основным параметром является значение диаметра выноса. Иначе деталь просто не будет иметь прочного соединения или попросту не влезет. Крепление осуществляется болтами. Стандарт среди горных – 35 (новый стандарт), 31,8, 25,4 мм (устаревшее), для шоссейного велосипеда – 25,4 или 26 мм. Но бывают и другие стандарты.

Материал изготовления

Различные материалы изготовления сильно влияют на конечную стоимость и вес изделия.

  • Наиболее бюджетный вариант – стальной. Тяжелый и дешевый тип материала. Не имеет популярности в горных и шоссейных дисциплинах. Но очень популярен в BMX дисциплине, так как очень прочный и имеет свойство немного гасить удары;
  • Алюминиевый рульАлюминиевые (сплавы) – самый популярный и распространенный материал исполнения. Золотая середина между весом прочностью и стоимостью;
  • Карбоновые – современные детали из карбонового волокна достаточно прочные, чтобы успешно выдерживать нагрузки в экстремальных дисциплинах велоспорта. Очень легкие, но при этом и очень не дешевые;
  • Также существуют и титановые и хроммолибденовые варианты, но они крайне редко применяются в изготовлении рассматриваемого элемента;

Комфортные условия создаются при правильном подборе рулевой трубы велосипеда, которые зависят не только от совместимости, но и от удобного хвата рук при езде.

Полезные аксессуары

Аксессуары на руль велосипедаПрежде всего на руль навешивают основное оборудование, без которого сложно представить удобную езду на велосипеде. Это переключатели скоростей и тормозные ручки, грипсы или обмотка.

К дополнительным аксессуарам относят:

  • Велокомпьютер, данное устройство определяет (в зависимости от уровня и стоимости): скорость, количество пройденного расстояния велосипеда, погоду, подъемы и спуски рельефа, каденс и др.;
  • GPS навигатор. Обнаруживающий ваше местоположение на карте местности. Крайне удобное и необходимое устройство, особенно, если речь идет о туризме. Кроме, основных функций навигатор может иметь дополнительные (время, пульс ездока, скорость и другое), но это зависит от его функциональных возможностей и стоимости;
  • Велосипедный звонок. Как можно догадаться, для предупреждения пешеходов о своём приближении;
  • Фонарь, если планируется путешествовать в ночное время суток. Стоит обращать внимание на область освещения, так как это важно при полном отсутствии света;
  • Компактную аудиосистему, что позволит наслаждаться приятным путешествием и любимой музыкой;

Экстендер руля велосипедаНо современные владельцы велобайков не ограничиваются данным списком. Если включить фантазию, то руль велосипеда можно оборудовать тучей необходимых прибамбасов, а с помощью специальных расширителей, еще и в несколько рядов. Главный критерий для устанавливаемого на руль аксессуара – это его прочность. Иначе при первом же падении потребуется ремонт или замена девайса.

Необходимо обслуживание

Как такового обслуживания сам руль велосипеда не требует. В основном это касается его навесного оборудования и деталей, за счёт которых он прикрепляется к раме велосипеда.

При проведении обслуживания велосипеда стоит проверить, насколько хорошо затянуты болты на выносе. Отдельное внимание уделить чашке, соединяющей рулевую колонку со стаканом на раме велосипеда. По необходимости провести смазывание подшипников, но только не промышленных.

После активных прыжков, стоит проверить на наличие трещин или царапин. Последнее проверяют далеко не все владельцы, так как это зависит исключительно от личного желания владельца сохранить руль в привлекательном виде.

Если на руле велобайка расположено большое количество аксессуаров, то нужно проверить, насколько крепко они держатся, так как во время быстрой езды по неровностям могут разболтаться и упасть.

Ремонт

Трещина на карбоновом рулеПовреждения руля велосипеда могут быть различными. К основным повреждениям относят скручивание выноса, изгибание рулевой трубы и/или стержня, появление вмятин или/и трещин на выше перечисленных элементах. В зависимости от сложности поломки зависит то, насколько реально исправить или лучше приобрести новые элементы конструкции. Для некоторых поломок ремонт можно провести только в велосипедных мастерских с наличием специального оборудования.

В случае с карбоновым рулем, при появлении трещин, необходим ремонт в спец мастерской, работающей с карбоном. Так как малейшая трещинка на карбоновом волокне, рано или поздно, превратится в разломанный на несколько частей руль.

К более мелким поломкам рулевой области велосипеда, но также требующим ремонта, относят повреждения деталей крепежа. К примеру, смятие граней или срыв резьбы одного из болтов и т. п. Поломки могут произойти по причине чрезмерных усилий при затягивании болтов, обычно есть рекомендуемые значения усилий, исчисляемые в ньютон-метрах.

Итоги

Как бы ни казалось на первый взгляд, что руль не особо важен при управлении велосипедом и создании удобства для ездока. Однако при верном выборе повысится комфортабельность и маневренность, уменьшится нагрузка на руки велорайдера. Велосипедный руль – место для размещения не только необходимого оборудования в виде грипс, тормозных ручек и ручек переключения скоростей, но и ряда дополнительных аксессуаров. Поэтому подбирать руль необходимо в зависимости от стиля ездоы, дисциплины велобайка и необходимых аксессуаров.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up