Это вторая статья о видах велосипедных дисциплин, о том какие они бывают и какие виды велосипедов в них используются. Если вы еще не знакомы с первой частью этой дилогии, то настоятельно советуем с ней ознакомиться. В этой же статье мы продолжим тему и расскажем какие бывают виды велосипедных дисциплин уже в категории маунтинбайков «соревнования на первенство» (о которой мы обусловились ранее).
Разновидности велосипедных дисциплин
Разновидности велосипедов и разновидности дисциплин соревнований – разные вещи. Один и тот же тип велосипеда, может использоваться в разных типах соревнований.
Также сразу определимся с некоторыми часто встречающимися определениями:
- Маунтинбайк (mountain bike) – горный велосипед;
- Хардтейл (HardTail) – дословно «жесткий хвост». Рама велосипеда без заднего амортизатора;
- Ригидная вилка – вилка велосипеда без амортизирующих свойств;
- Сликовая покрышка – покрышка с практически отсутствующим протектором. Что, в ущерб цепкости с дорожным полотном, способствует максимальному накату велосипеда;
- Двухподвес – велосипед с двумя амортизирующими подвесками, вилкой и амортизатором;
- Трейл – дословно «тропа». Тропа для спуска на велосипеде. Может быть, как необъезженная дикая тропа в горах или как специально подготовленный искусственный спуск с различными препятствиями.
Основная путаница приходится на маунтинбайки, так как горными велосипедами обзывается все, что не шоссейник и не городской вариант. Потому львиная доля различных соревнований приходится именно на горные дисциплины, им мы и уделим основное внимание.
Далее рассмотрим какие же бывают маунтинбайк дисциплины и в чем их основные отличия.
Маунтинбайк дисциплины
Ниже мы кратко рассмотрим каждую дисциплину.
Стрит
Стрит (Street) – как и некоторые другие дисциплины, выросла из BMX street. Так как этот вид заездов проходит в городской среде, с использованием элементов урбанистики, они стали интересны не только владельцам крепких стальных ригидных хардтейлов. В данном случае дисциплина далеко ушла от своих корней — исключительно трюковых и от скольжения пегами по поручням. Здесь катаются как на дертовых велосипедах, так и на более длинноходных маунтинбайках. Выглядит это как отдаленная смесь BMX стрит, триала и подобия дерт джампинга. Достаточно сложно классифицировать совершенно фристайловый вид катания, где фантазия уже не ограничивается ни размерами велобайка, ни ходами его подвески.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: любые маунтинбайки;
- Конструкция: хардтейл, двухподвес;
- Колеса: любые вариации;
- Используемый рельеф: городская среда.
4X
Байкер-кросс (Bikercross), а также: 4x, 4cross, cross и др. Еще одна дисциплина с корнями из BMX. Жесткая, весьма травмоопастная категория соревнований. Участвуют в заезде 4 гонщика. Задача каждого преодолеть трассу практически любыми, в пределах разумного, способами. Допускается контакт между райдерами, что нередко заканчивается весьма печально или для участников, или для их велосипедов.
Трасса от старта до финиша проходит по спуску, без подъемов, в которые нужно было бы педалировать. Она достаточно широкая, чтобы 4 участника могли ехать параллельно. На пути соревнующихся встречаются самые различные препятствия – насыпи, повороты, трамплины, толкающиеся соперники и прочее. Продолжительность трассы около 250 метров.
Велосипеды используют по характеристикам схожие с дертовыми, бывают двухподвесы, как в слоупстайле. Но принципиальное их отличие от тех – присутствующая система передач.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: кросскантрийный маунтинбайк;
- Конструкция: хардтейл или двухподвес с амортизационной вилкой, с ходом подвески до 140 мм., система передач;
- Колеса: 24 – 26 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунтовый спуск с искусственными преградами.
Кросс-кантри
Кросс-кантри (Cross-country) – много километровые гонки на выносливость по пересеченной местности. Трассы включают в себя как естественные преграды на пути, так и искусственные. Технические, тяжелые участки, подъемы, спуски, грязь, пыль. Эта дисциплина испытывает райдеров на выносливость, на силу духа. Здесь нет трюков, трамплинов, смертельных обрывов. Здесь победу проносит сила воли, высокий уровень подготовки и приезд на финиш среди первых из десятков, а то и сотен участников, стартовавших вместе с вами.
В дисциплине кросс-кантри длина проходимой дистанции может составлять до 120 километров, в зависимости от типа соревнований. Например, трасса типа «шорт-трек» может быть длиной 2 – 5 км., но ее придется проехать 6 – 10 кругов. А в классической кросс-кантрийной трассе будет 5 – 9 км., но 3 – 7 кругов. Есть так же и марафоны.
С 1996 года «классическая гонка по кросс-кантри» (XCO) вошла в олимпийские виды спорта.
Категории соревнований следующие:
- XCO — классическая кросс-кантри гонка, продолжительностью 1-2 часа, дистанция несколько кругов по 4-6 км, обычно с часто сменяющимися сложными подъёмами и техничными спусками;
- XCM — марафон продолжительностью от 2 до 8 часов. Дистанция может составлять от 60 до 120 км. Марафоны являются самыми массовыми соревнованиями по кросс-кантри. Трасса не должна включать участки, проходимые дважды, только старта и финиш могут находиться в одном месте;
- XCE — элиминатор. Гонка на выбывание;
- XCP — гонка от одного пункта до другого. Гонщики стартуют одной группой;
- XCC — гонка по короткому маршруту или критериум. Старт и финиш трассы находятся в одном месте;
- XCT – соревнование на время;
- XCR — командная эстафета.
Это одна из дисциплин, в которой райдеры используют как максимально легкие хардтейлы с амортизационной вилкой, так и, с недавних пор, двухподвесы. В данном случае крайне важен вес велосипеда, но двухподвесы более проходимы на сложных участках трассы, не связанных с подъемами в гору. Сейчас даже начали использовать пневматические подседельные штыри, которые утяжеляют конструкцию, но дают преимущество в быстром переходе от посадки для спуска к посадке для подъема. Колеса в последние годы используют преимущественно 29 дюймовые, рамы ценятся из карбонового волокна.
Кросс-кантри одни из самых популярных соревнований, потому как наименее травмоопасны и позволяют, на любительском уровне, соревноваться на бюджетных велосипедах.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: кросскантрийный маунтинбайк;
- Конструкция: хардтейл или двухподвес с амортизационной вилкой, с ходом подвески 90 — 120 мм.;
- Колеса: 26 — 29 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунты, пересеченная местность.
Апхилл
Апхилл (Uphill) – дословно «в гору». Скоростной подъём в гору. Главное в этой дисциплине иметь максимально легкий велосипед и не иметь лишнего собственного веса, потому как на протяжении всей гонки необходимо педалировать в тягучий подъем. Старт может быть, как одиночным, так и групповым.
Протяженность и сложность трассы определяются организаторами соревнований. Необходимо приехать к финишу с лучшим временем или, если не удается осилить всю трассу, максимальную дистанцию.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: кросскантрийный маунтинбайк;
- Конструкция: хардтейл или двухподвес с амортизационной вилкой, с ходом подвески 90 — 120 мм.;
- Колеса: 26 — 29 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунты или трасса, направленность постоянно в гору.
All mountain
Олл-маунтин (All mountain) дисциплина так обширна, что для ее описания нет какой-то конкретики. Это расплывчатые ходы подвески от 130 до аж 170 мм. Это достаточно агрессивная геометрия, чтобы скатываться с даунхилл трасс и с языком на плече при 170 мм. взбираться в гору. И в то же время, при ходе подвески в 130 мм. велосипед будет вполне себе кантрийным двухподвесом. Можно было бы долго пытаться описать эту дисциплину, но в этом уже нет особого смысла. Так как «All mountain» категории, как таковой, уже нет. Она уступила место двум более целевым видам – трейлу и эндуро. В последнее время фигурируют эти термины, стирая следы слишком обширной олл-маунтин.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: олл-маунтин;
- Конструкция: двухподвес, с ходом подвески 130 – 170 мм., многоскоростная трансмиссия;
- Колеса: 26 — 29 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунты, пересеченная местность.
Трейл
Трейл (Trail) – дословно «тропа». Дисциплина, выведенная маркетологами. Категория «трейл» вытиснила собой All mountain и немного сузила круг «обязанностей» таких велосипедов. Таким способом решили отделить All mountain от пересекающейся с ней «эндуро», о которой речь пойдет ниже.
Трейл, это универсальный велосипед, который может вполне спокойно ехать в гору и с горы. Геометрия рамы сконструирована так, что комфорта посадки и ходов подвески в 120 – 140 мм. достаточно, чтобы весьма бодро кататься по эндуро и даунхилл трассам. Но в то же время иметь возможность комфортно ездить в долгие покатушки по равнинам и даже в гору. Чем не могут похвастать длинноходные даунхилл велосипеды и уже с трудом справляются эндуро байки.
Подвеска трейловых велосипедов всегда имеет функцию частичной или даже полной блокировки, что снижает раскачивание при педалировании и повышает накат. Плюс все чаще устанавливаются пневматические подседельные штыри, которые сильно добавляют в универсальности, давая возможность практически мгновенной смены посадки под любые нужды. А в свете растущей популярности электроподвесов, трейловые электробайки вообще становятся своего рода вездеходами.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: трейловый маунтинбайк;
- Конструкция: двухподвес, с ходом подвески 120 – 140 мм., многоскоростная трансмиссия, пневматический подседельный штырь;
- Колеса: 26 — 29 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунты, пересеченная местность.
Эндуро
Эндуро (Enduro) — вынести, выдержать, вытерпеть. Такова задача райдера в этой дисциплине. Гонки с одиночным или групповым стартом, в ходе которых необходимо преодолеть трассу с природными и рукотворными преградами, временами с совершенно непроходимыми спусками и агрессивными подъемами. Суть чем-то похожа на кросс-кантри, тоже на выносливость, только с значительно более агрессивными препятствиями. Потому эндуро велосипеды и обладают подвеской в 150 – 180 мм. Еще чуть-чуть и были бы полноценные даунхилл двухподвесы.
В полноценных соревнованиях по эндуро серии длительность проведения гонки может растягиваться на 6 дней с 11-ю различными спецучастками! В течении которых соревнующиеся райдеры проезжают спецучастки, переезжают своим ходом на другие склоны, зоны и готовятся к диким спускам уже на новых спецучастках. Спуск может длиться как 2 минуты, так и 20 минут по слабо изученным трассам. И слабо изученные они не потому что эндуро райдеры плохо усваивают информацию, а потому что таковы правила соревнований – не иметь возможность хорошо обкатать трассу.
Одно из самых зрелищных соревнований в дисциплине эндуро, это «Megavalanche». В котором сотни гонщиков стартуют на заснеженной горе, а на пути у них предстоят и каменистые спуски, и тягучие подъемы, и снова спуски, и все это может растянуться на 1 час времени.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: эндуро маунтинбайк;
- Конструкция: двухподвес, с ходом подвески 150 – 180 мм., многоскоростная трансмиссия, пневматический подседельный штырь;
- Колеса: 26 — 29 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунты, пересеченная местность.
Даунхилл
Даунхилл (Downhill, DH) — «вниз с холма». Скоростной спуск с горной возвышенности по специально подготовленной трассе. На трассе присутствует много сложно проходимых участков и технических рукотворных элементов, осложняющих спуск с горы. Спуск длится в среднем около 5-и минут и имеет дистанцию около 2-х километров. Старт одиночный на время, кто окажется самым быстрым, тот и победитель.
Велосипеды в данной дисциплине одни из самых тяжелых и выносливых. Хода подвески достигают 200 мм., вилка усиленная, двухкоронная, с широкими ногами в 40 – 49 мм. Рама удлиненная. Вынос руля минимальный (30 – 40 мм.), а руль наоборот максимально широкий – 780 – 800 мм. Покрышки из мягкого компаунда, потому как им предстоит зацепляться за мелочи грунта там, где другие сорвутся. Все это делается для повышения контроля, управляемости и для выживаемости велосипеда после приземления с 5-и метровых обрывов. А вот ехать на таком байке вверх, мягко говоря, не самое приятное занятие.
Райдеры одевают всевозможные шлемы, наколенники, налокотники, фиксаторы шеи, щитки на голени и другие защиты, оберегающие кости владельца.
Подкатегории даунхилла:
- Urban DH – весьма опасные соревнования на улочках городов, находящихся на склонах гор. Трассы могут выходить за пределы городков, могут и обратно в них заводить. Нередко улицы могут быть настолько узкими, что легкий поворот ни туда приведет к «выходу райдера из строя»;
- Mini DH.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: даунхилл маунтинбайк;
- Конструкция: двухподвес, с ходом подвески 180 – 200 мм., многоскоростная трансмиссия;
- Колеса: 26 — 29 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунт, спуск с горы.
Фрирайд
Фрирайд (Free ride) – дословно «свободная езда». Эта дисциплина отличается от даунхилла тем, что изначальной ее целью было покорение исключительно диких природных горных ландшафтов. Прыгнуть с 10 метровой отвесной скалы и не разбиться, такова цель. В современности значение немного изменилось и фрирайдом считается даже езда в специальных парках (байк-парках), а смертельные обрывы в природных трассах дорабатываются вручную, для удобства выполнения трюков во время полета. От даунхилла фрирайд отличается повышенным уровнем опасности — более опасными обрывами, вылетами и другими элементами трассы.
Когда только зарождалась дисциплина фрирайд, опыты с велосипедами и естественная нехватка их технологичности, доводили до того, что некоторые праотцы фрирайда использовали вилки с ходами в 300 – 400 мм.! Колеса же при этом были всего 24 дюймовые, а сам веломонстр весил далеко за 20 кг.
В современных же реалиях райдеры используют ДХ байки.
Одними из самых зрелищных и крупных соревнований по фрирайду являются «Red Bull Rampage», проходящие в американском штате Юта. В этих соревнованиях до финиша доезжают единицы. Остальные сходят с трассы из-за полученных травм или же по причине нецелесообразности продолжения спуска после падения, так как драгоценное время для победы уже потеряно.
В трех словах о дисциплине
- Тип велосипеда: даунхилл маунтинбайк;
- Конструкция: двухподвес, с ходом подвески 180 – 200 мм., многоскоростная трансмиссия;
- Колеса: 26 — 29 дюймов, внедорожная «зубастая» резина;
- Используемый рельеф: грунт, спуск с горы.
Ниже подбор видео для того, что бы вы могли наглядно ознакомиться с каждой дисциплиной.
Итоги
Мы постарались описать практически все известные дисциплины. Некоторые не являются соревновательными, многие не входят в число олимпийских видов спорта. Но все они имеют место в сообществе райдеров по всему миру. Если вы новичок среди обладателей велосипеда, то, скорее всего, вы о многих дисциплинах даже и не слышали. Но теперь вы наверстали упущенное и можете поделиться приобретенными знаниями с другими.