Для тех, кто не представляет свою жизнь без велоспорта и с нетерпением ожидает возможности отправиться в дальнюю поездку, технический прогресс подготовил особый сюрприз. Теперь нет необходимости до изнеможения крутить педали, пытаясь из последних сил забраться на крутую горку или сражаясь с попутным ветром — ведь велопроизводители наконец нашли способ установить электропривод на велосипед. По сути, это модернизированное транспортное средство остается все тем же старым добрым велобайком, дополненным электродвигателем, контроллером и аккумуляторной батареей. И хотя велосипед с электроприводом пока не является массовым продуктом, этот вид транспорта с каждым годом приобретает все больше приверженцев.
Достоинства и недостатки
И это неудивительно, ведь электропривод, установленный на велосипед, придает байку ряд преимуществ:
- возможность покорять крутые склоны без применения мышечной силы;
- способность преодолевать большие расстояния (до 100 км) за короткий период времени – максимальная скорость, которую может развить велосипед с электродвигателем, достигает 60 км/ч,
- возможность подзарядить батарею в домашних условиях, а при полной разрядке аккумуляторов во время прогулки заменить электропривод кручением педалей;
- отсутствие необходимости получать водительское удостоверение и устанавливать номерной знак;
- обладает наиболее простым устройством по сравнению с другими видами электротранспорта;
- отсутствие вредных выхлопов делает его одним из самых экологичных транспортных средств, оснащенных двигателем;
- существует возможность установить на велосипед электропривод самостоятельно.
Среди недостатков, которые обуславливает электропривод:
- высокая масса велобайка;
- неудобство транспортировки;
- ограниченные возможности электробайка на дорогах с грунтовым покрытием;
- велосипед с электродвигателем производит более высокий уровень шума по сравнению с обычным;
- электропривод снижает управляемость транспортным средством;
- некачественные батареи ограничивают диапазон поездок 50 километрами, что требует предварительной тщательной проработки маршрута;
- срок зарядки аккумулятора может достигать 6 часов;
- увеличение стоимости велобайка в 2-5 раз.
Устройство
Устройство двухколесника с электроприводом является простым и понятным даже самому неискушенному в технике любителю. Чтобы превратить самый обычный велосипед в престижный электрический, требуется установка на него дополнительного оборудования:
- электрического двигателя — коллекторного или бесколлекторного типа, мощность которого может варьироваться в диапазоне от 150 до 1500 Вт с оптимальным рабочим напряжением в промежутке 12 — 48 В;
- аккумулятор — на велосипед следует устанавливать батарею максимальной емкостью 20 Ампер/часов, которой вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойной работой электропривод. Следует отдавать предпочтение необслуживаемым аккумуляторам, так как они обладают меньшим весом по сравнению с обслуживаемыми. Последние грешат помимо прочего вытеканием жидкости при наклоне велобайка. Устанавливаются аккумуляторные батареи обычно на раму — на нижнюю трубу переднего треугольника или на багажник;
- регулятор скорости — специальная электронная система, которая регулирует систему привода и выступает в качестве тормоза. Служит также для передачи энергии от батарей непосредственно к электродвигателю.
- передаточный механизм – современный велосипед допускает установку следующих видов передаточных механизмов: цепного, ременного, фрикционного и системы мотор – колесо;
- контроллер предназначен для измерения уровня тока в электродвигателе. Представляет собой небольшой блок в прочном алюминиевом корпусе для обеспечения лучшего охлаждения компонентов.
Контроллер служит для:
- ограничения скорости транспортного средства, на которое установлен электропривод;
- определения уровня заряда батареи,
- ограничения тока ее заряда.
Дополнительное оборудование
При желании существует возможность оснастить велосипед дополнительным контрольным оборудованием. К нему относят:
- различные предохранители;
- тормоз, позволяющий моментально отключать электропривод при торможении;
- датчик, служащий для запуска двигателя при вращении педалей;
- передние и задние фары.
Разновидности электропривода
В настоящее время приобрести велосипед с мотором можно практически в любом спортивном магазине. А наличие нескольких часов свободного времени и умелых рук позволяют установить электропривод самостоятельно, что может значительно снизить стоимость этого популярного вида транспорта.
Электропривод для двухколесного транспорта может быть представлен в одной из приведенных ниже модификаций:
- фрикционной;
- традиционными цепной или ременной;
- конструкцией мотор-колесо;
- миддрайв.
Фрикционный привод
Фрикционный привод крепится на штырь, к которому крепится седло, и монтируется над задним колесом. Передача энергии вращения происходит непосредственно от двигателя к колесу велобайка. При кажущейся простоте этот механизм имеет ряд значительных минусов:
- повышенный износ в покрышке вследствие трения между фрикционным двигателем и самой покрышкой;
- чтобы эффективно использовать систему фрикционного привода, необходимо поддерживать в колесе высокое давление;
- при движении по мокрой трассе или снежному покрову возможна пробуксовка приводного ролика;
- велосипед испытывает повышенную нагрузку, что может спровоцировать поломку рамы.
Единственным преимуществом, которым обладает электропривод фрикционного типа, с точки зрения специалистов, является простота его установки на велосипед. Поэтому современные велосипедисты используют данный способ крайне редко.
Цепной или ременной привод
Цепной или ременной электропривод является наиболее популярным у велосипедистов, наметившим установить двигатель самостоятельно. Среди важнейших преимуществ этой системы:
- возможность достичь высоких скоростных показателей;
- наличие способа сочленения цепного (ременного) привода с изначально установленной на велосипед системой переключения скоростей. Это позволяет не перегружать электродвигатель при подъеме, движении по песку и снегу, а также экономит заряд аккумуляторных батарей;
- возможность установить электропривод в наиболее удобном месте.
К недостаткам относят:
- высокая степень износа;
- повышенный уровень шумности;
- массивность конструкции.
Мотор-колесо
Электропривод мотор-колесоявляется наиболее распространенной разновидностью, устанавливаемой на велосипед. Данная конструкция соединяет двигатель и колесо велобайка в единый узел, при этом велосипед подвергается минимальным конструкционным доработкам – на руль устанавливаются приборы управления, а на раму крепятся небольшие аккумуляторы.
Среди наиболее значимых достоинств велосипедисты отмечают:
- Простую и доступную установку на велосипед;
- Электропривод работает практически бесшумно;
- Возможность обратной трансформации в обычный велосипед.
Среди недостатков данной модификации называют:
- большой вес колеса с установленным двигателем (около 6 кг);
- при превышении максимальной скорости, установленной производителем, автоматически запускается процесс торможения;
- повышенные нагрузки на раму и компоненты заднего треугольника электровелосипеда — перья, дропауты, подвеска.
Кареточная система (миддрайв)
Кареточный тип привода (миддрайв) для электровелосипеда. Второй по популярности после мотор-колеса и наиболее перспективный и продвинутый вариант. В данном случае механическая энергия от мотора передается непосредственно на ось каретки. Система позволяет не вмешиваться в установленную систему передач велобайка, тем самым не нарушая привычную и удобную схему переключения передач. Привод полностью интегрируется с ней и просто помогает райдеру в прикладываемом усилии при кручении педалей. Система — ассистент с датчиком усилия незамедлительно реагирует на увеличенное приложение усилия на педали и подключает двигатель с необходимой мощностью. Как итог, получается хорошо сбалансированный по весу, долговечный и эстетически красивый электровелосипед.
Основные преимущества:
- центр тяжести остается посередине рамы, а не смещается назад как в случае с мотор-колесом;
- не затрагивается система передач велосипеда;
- обслуживание колёс осуществляется как на любом обычном двухколеснике;
- интеллектуальная система, не заменяющая полностью райдера, а при необходимости успешно помогающая ему в педалировании.
Основные недостатки:
- высокая стоимость системы;
- более высокая сложность устройства в сравнении с мотор-колесом;
- совместимость не со всеми велобайками
- присутствующие в конструкции пластиковые шестерни подвержены износу.
Итоги
Множество преимуществ, которые предоставляет электровелосипед, заставляют забыть о мелких недочетах, еще встречающихся у этого транспорта. Электрические велобайки, выпускаемые именитыми производителями, становятся совершеннее с каждым годом. И все большее число спортсменов делают свой выбор в пользу велосипеда с электроприводом.