Велосипедный спорт всё больше набирает популярности, поэтому не удивительно, что велорайдеров не останавливает даже выпавший снег. Но для создания комфортных и безопасных условий, владельцам нужно уделить немало времени на настройку зимнего «вездехода». Ниже мы рассмотрим основные особенности, характеристики разновидностей зимнего велосипеда и отличительные черты таковых в процессе катания.
Особенности зимнего велосипеда
Рассмотрим зимний велосипед не как одно целое, а по отдельным частям, для того чтобы определиться насколько эффективно использовать те или иные комплектующие.
Используемый материал рам зимнего велосипеда
Материалов изготовления рам в последние годы есть несколько наиболее распространенных:
- Первое место среди всех занимает сплав титана. Химически идеальный вариант для этого сезона. Выдерживает низкие значения температуры, не нуждается в окрашивании и менее подвержен коррозии, чем, например, сталь. Однако последний пункт не касается мест сварки, поэтому выбирая титановую раму для зимнего велосипеда, тщательно проверяйте стыки на качество исполнения;
- Второе место делят между собой сталь и алюминий. Для алюминия не страшны отрицательные температуры, грязи и соли. Повреждённые места могут продержаться некоторое время за счёт свойств сплава, но в дальнейшем потребуют ухода в любом случае. Особого внимания заслуживают дропауты и задние перья, которые следует защищать чехлами или другими насадками. Сталь в этом случае также вынослива до момента появления скола или другого повреждения, которое необходимо в срочном порядке зачистить и по возможности обработать и покрасить;
- Третье место заслужил сплав из карбона. Он не подвержен коррозии, солям или другим злостным загрязнителям, но при отрицательных температурах переходит в более хрупкое состояние, нежели в летнем сезоне.
Амортизация
Амортизационная система зимнего велосипеда, отличается выносливостью и особыми свойствами. Воздушно-масляные и пружинно — масляные вилки ухудшают свои показатели. Но их можно улучшить, заменив масло в вилке и амортизаторе, при наличии такового, на менее плотное и заново отрегулировав сэг (предварительное прожимание подвески в статичной нагрузке).
При установленной воздушной вилке, нужно изменить воздушное давление до тех пор, пока она не начнёт проседать до нужного положения. Данную манипуляцию проводят в уличных условиях, когда низкая температура подействует на воздушную камеру вилки, сжав в ней объем воздуха (физика, знаете ли 🙂 ).
Тормозная система
В качестве тормозов в зимних покатушках лучше использовать дисковые тормоза, так как они менее подвержены загрязнению, имеют прочные колодки и более продолжительный срок эксплуатации. Но если уже установлены ободные V-brake системы, стоит помнить о замерзании ободов, в результате чего тормозить становится труднее. Кроме того, необходимо проверять подшипники и чистить колодки.
Педали
Для исключения варианта соскальзывания ступни с поверхностью педали, лучше использовать вариант педалей с шипами, которые регулируются. Или же установить контактные педали.
Колёса
Обычные колёса для катания по заснеженным тропам не годятся, тем более, давление при изменении температур меняется. Поэтому стоит обзавестись шипованной резиной и перед заездом подкачивать давление в камерах. Втулки предполагают защиту, которую должен обеспечить владелец велосипеда для зимних катаний.
Характеристика зимних велосипедов
Зима, сезон низких температур и большого количества осадков. Но данный фактор не остановит велосипедиста даже с обычным велосипедом. Так как его можно легко реконструировать и получить зимний вездеход.
K-trak
Данный зимний вездеход создаётся с помощью замены колёс и некоторых дополнительных деталей зимнего сезона. Вначале снимаются оба колеса и вместо переднего ставят одну лыжу, а заднее дополняют гусеницей, как на танке. Такая гусеница устанавливается на колёса с размером 20-26 дюймов. Лучшим вариантом будет при установке на велосипед с эксцентриковым зажимом колеса.
Такой вариант имеет свои плюсы и минус:
- Первый заключается в удобстве использования по снегу, за счёт хорошего сцепления заднего так называемого колеса (гусеницы) со снегом, постоянство веса велосипеда;
- Минусом является невозможность езды по асфальтированному покрытию.
Fatbike
Имеет широкие колёса, за счёт большой поверхности сцепления с дорогой. Может использоваться как зимой, так и в другой сезон. Кроме того, колёса используются как дополнительная амортизация. Часто на фетбайках отсутствует задний амортизатор и установлена жёсткая вилка. Минус данного велотранспорта заключается в более высокой стоимости, в сравнении с обычным велосипедом.
Ice Bicycle
Этот зимний вариант велосипеда разработали специально для холодных условий. Конструкция основана на более широкой резине переднего колеса, чем заднего, что повышает его проходимость и управляемость. Но нагрузка на велосипедиста намного больше, поэтому он должен обладать выносливостью и силой в ногах. При этом возможно добавить электропривод, снизив таким способом нагрузку на ноги.
Особенности катания на обычном велосипеде зимой
- В первую очередь необходимо позаботиться о своей защите от низких температур. Обязательным условием является наличие перчаток, причём не летних, а вполне себе зимних — тёплых. Из-за малой подвижности кистей рук есть вероятность замерзания;
- Для тела идеальным вариантом будет термобельё, так как при большом количестве одежды можно сильно вспотеть, а это реально, даже если кажется невозможным в мороз. В принципе это можно сравнить с самостоятельной расчисткой двора от завалов снега;
- На ноги выбирайте то, что удобно и достаточно согревает. Главное чтобы ступни не соскальзывали с поверхностей педалей. А под низ можно одеть тёплые гольфы, чтобы одновременно согревать и икры;
- Касательно велосипеда, а точнее колёс и его частей. Не стоит кататься с голой резиной, обязательно наличие улучшенного сцепления резины, будь то шипы или хороший протектор. Но в любом случае будьте аккуратны, особенно в первый раз;
- Если на улице грязный снег, то вам хорошо помогут крылья спортивного образца, которые защитят от грязи вашу обувь и вас в целом;
- Обязательным условием является не разгоняться и соблюдать правила дорожного движения. Откажитесь от поездок по трассам и дорогам с активным автомобильным трафиком;
- Рекомендуется не заходить с велобайком резко с зимнего — холодного воздуха в теплую комнату. Желательно давать технике время для постепенного нагрева в промежуточных прохладных местах — подъездах, тамбурах, коридорах. Дабы в узлах конструкции не возникал разрушительный конденсат.
Итоги
Возможно, раньше зимний велосипед считался чем-то невероятным, недостижимым, а может и чудаковатым. Но сейчас это вполне распространенное явление. Реально добиться большего от своего железного коня при помощи некоторых манипуляций. Для зимы, как и для любого другого времени года, характерны свои признаки и как выясняется, преодоление тех же тропинок, по которым кататься летом было совершенно не сложно. Нужно выбрать понравившийся способ, изучить технику, учесть детали и приступать к реализации своих замыслов. И пусть пешеходы и автомобилисты глазеют на вас, зато сколько вы получите удовольствия, а самое важное не потеряете сноровку за холодную зиму.