Типы и стандарты велосипедных кареток

Опубликовано: 01.02.2020
Изменено: 01.02.2020
Автор: Сергей
Просмотров: 2 059

Типы и стандарты велосипедных каретокЧасто при той или иной поломке велосипеда приходится обращаться в магазин, чтобы подобрать замену вышедшей из строя детали. Но многим велосипедистам при поломке одной из важных составляющих велоконструкции – каретки, не всегда понятно, что надо купить взамен. Изготовители предлагают разные варианты кареток. Какие существуют типы и стандарты велосипедных кареток и как правильно их подбирать рассмотрим подробнее далее.

Что такое велосипедная каретка

ВелокареткиВелосипедная каретка является узловым механизмом с подшипниками и связывает шатуны велобайка и звезды, дает им надежную фиксацию на раме. Благодаря этому происходит вращение педалей и трансмиссия начинает работать. Велокаретка размещается внизу рамы. Это расположение на велосипеде требует высокой защиты кареточных подшипников от загрязнений. Для правильного подбора этой детали нужно знать стандарты шатунов, а также типы и стандарты кареточных узлов.

Из чего состоит каретка

Что такое велокаретка

По стандарту в небольшой кареточный механизм велосипеда входят следующие элементы:

  • вал – подвижная рабочая, вращающаяся часть внутри узла;
  • система подшипников – находятся внутри кареточного основания;
  • стакан рамы – место, куда ввинчивается сама конструкция;
  • фиксаторы закрепления шатунов.

На корпусе крепятся подшипники, вставляется вал в стакан рамы. Левая и правая чашки нужны для закрепления. Шатуны велосипеда затягиваются на валу.

Типы

Каретки для велосипеда по расположению подшипников делятся на несколько типов:

Открытая

  • Открытый – в этом варианте нет защиты от загрязнений, поэтому составляющие компоненты нуждаются в периодическом техосмотре, чистке (это минус). Стандарт открытого типа велокаретки – это вал, он вращается на подшипниках, поставленных в чашках. Монтируют его в кареточный стакан рамы. Плюсом этого типа можно считать возможный ремонт, который заключается в разборке, чистке или переборке подшипников, смазке или замене отдельных элементов;

Картриджная

  • Закрытый – здесь механизм в виде каретки-картриджа с подшипниками в корпусе, монтируется в раму велобайка. Стандарт этого типа более популярен в бюджетных сборках, так как обладает высокой защитой от загрязнений. Минусом является замена при выходе из строя, его не ремонтируют. Но этот неразборной тип конструкции не требует техобслуживания и настроек. Здесь невозможны искривления подшипников, а в работе картридж прост и надежен – это плюс данного стандарта;

Интегрированная

  • Интегрированный – в этом типе шатун со звездами соединены вглухую с осью (валом) в одну сплошную деталь. Она вводится в чашки каретки, с другого конца крепится второй шатун. Этот вариант тоже не для ремонта, но обладает отличными рабочими показателями и прочностью.

Подшипники качения для велокаретки тоже делятся по типам, среди них выделяют следующие стандарты:

  1. Насыпные, шариковые – в них шарики катятся по чашке, а она может быть съемная (с резьбой) или спрессованная в корпусе механизма. Обычно это бюджетный вариант. В случае со втулками, насыпная конструкция регулируется конусной гайкой и это постоянный процесс. Осуществлять регулировку шариков следует внимательно, так как при сильном прижатии гайки колесо велобайка будет хуже прокручиваться, а это ускорит износ втулки. При недостаточном усилии в регулировке гайкой, у подшипника образовывается люфт. Но стандарт насыпных подшипников велокаретки гарантирует (в отличие от промышленных), что при долгой езде на велосипеде, ничего не выйдет из строя;
  2. Промышленные или картриджные – являются неразборным узлом из двух колец, между ними катятся шарики. Такой тип прессуется в посадочное место и по требованию заменяется. Регулировка подшипников этого стандарта каретки не производится, при сильном загрязнении нужна замена. Данный тип используют в современных моделях велосипедов, цены значительно выше насыпных моделей.

Размеры

Различные велокареткиИзготовители велосипедных деталей и рам соблюдают свои стандарты, которые часто между собой различаются. Возникают ситуации, когда детали не стыкуются, для разных велодисциплин (кроссовый, трюковый, горный) существуют свои стандарты. Чтобы узнать ширину каретки велосипеда, необходимо смерить ширину кареточного узла рамы:

  • ширина каретки 73 или 68 мм применяется почти на всех моделях МТВ (кроме размера не различаются) и велокаретку 73 мм, возможно, поставить на раму с 68 мм с дополнительными тремя проставочными кольцами;
  • размеры в 83 мм предназначены для велобайков по экстримезде, и эта модель не совмещается с рамами 73, 68 мм;
  • для новых моделей фэтбайков (на толстых покрышках) для экстримезды ширина этой детали увеличена до 100 мм или даже до 120 мм.

Размер механизма различается по длине вала каретки и чтобы не ошибиться в выборе, также необходимо измерить ее. Существуют следующие размеры: 128 мм; 122,5 мм; 118,5 мм; 113 мм и 110 мм. Размеры тоже зависят от вида велосипеда.

Распространенные стандарты

Так как существует много разных вариантов соединения шатунов с валом велокаретки велосипеда, разберем самые распространенные из них.

Под клин

Под клинДанный вариант состоит из оси с пазами, а через них проходят клинья и вставляются в шатуны. Каждый из клиньев с одной стороны закрепляется на паз, с другой – гайкой. Существуют стандарты, которые не могут заменять друг друга. В них разный угол исполнения клина, хотя внешне размер может выглядеть одинаковым.

Под квадрат

Под квадратSQR – это известный тип оси, где конусообразные концы вала имеют квадратное сечение. На них надеваются шатуны велосипеда. Каретка одна из самых массовых среди бюджетных велосипедов. Она имеет три стандарта, они взаимозаменяемы не полностью. Различия в длине и углах конуса.

OctalinkOctalink, это картриджная велокаретка с круглым валом. Полая ось имеет на концах 8 шлицов. Такая конструкция позволяет уменьшить вес и повысить прочность. Этот вариант подходит для систем велосипедов производителя Shimano.

ISIS Drive

ISIS DriveISIS Drive – шлицевой вариант для велосипедов от многих брендов – Race Face, Truvativ, Bontrager, FSA. Данная велокаретка дает прочное соединение и высокую надежность.

Howitzer

HowitzerКонструкция так же шлицевая, от Truvativ. Для продления срока службы подшипников, их увеличили и вынесли за основу самой каретки. Эту конструкцию применяют в изготовлении велосипедов для экстримезды.

Hollowtech II

Hollowtech IIHollowtech II разрабатывала Shimano для сборок уровня XTR, Saint и ХТ. Она имеет сплошную систему каретки с шатунами, монтаж их проводят с одной стороны велосипеда. Этот компактный тип с повышенной жесткостью, имеет меньший вес, большой срок службы.

Giga X Pipe

Giga X PipeАналогичен Hollowtech II, система крепления у них одинакова. Но Giga X Pipe производит Truvativ. Поэтому шлицы у этих двух вариантов не совпадают.

Из самых распространенных стандартов по компоновке можно назвать следующие:

  • Испанка – хороший вариант качества и стоимости, модель легкая. Размер на 37 мм, подшипники или чашки запрессовываются внутрь рамы велосипеда;
  • ВВ90 – аналогичен Испанке, но вал имеет 24 мм.;
  • MID имеет различие с Испанкой в размере посадки – 41 мм. Данный вариант более тяжелый, но и надежный;
  • ВВ86 – аналог MID, ширина стакана в двух вариантах 68 и 70 мм. Модели производятся с подшипниками внутренними и выносными;
  • ВВ92 – аналог ВВ86, но для размера стакана на 73 и 68 мм. Этому типу приписывают скорую изнашиваемость;
  • ВВ30 – является стандартом – новинкой велокаретки, где подшипники впрессованы в узел, диаметром – 42 мм. Используют для горных байков;
  • Американка – представляет собой впрессованную в раму велобайка чашку с уложенными шариковыми подшипниками, а промышленные аналоги – запрессовываются. Этот тип считается по качеству ниже, чем MID.
  • Евро – в раму велосипеда монтируются чашки с подшипниками по резьбовому соединению. По виду резьбы каретки различают английские (левая/правая), итальянские (правая). Вал в картриджной каретке Евро вмещает подшипники – это уже устаревший вариант конструкции;
  • PF30 – две чашки без резьбы с подшипниками. Модели выпускаются выносными или внутренними. Размер кареточного стакана по стандарту – 46 мм.

Итоги

Итак, несмотря на то, что велокаретка представляет собой небольшой механизм, она имеет большое значение в работе велосипеда. От ее исправности и рабочего состояния зависит работа шатунов, переключение звезд. Если возникает необходимость в замене каретки на велосипеде, то обязательно надо предварительно определить размеры, а затем в магазине выбрать соответствующий стандарт этой детали, чтобы она идеально состыковалась с рамой.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Scroll Up