Переключателями скоростей оснащаются модификации велосипедов горного, спортивного и городского типов. От того, насколько качественно работает этот узел, зависит не просто комфортность, но и безопасность движения. Перед тем как начать эксплуатировать велобайк, нужно проверить, насколько исправно устройство. Тема статьи — устройство переключателя скоростей велосипеда. Переключение происходит посредством натяжения или ослабления специального троса.
- Назначение переключателя скоростей велосипеда
- Конструкция переключателя скоростей
- Принцип действия переключателя скоростей
- Разновидности переключателей скоростей велосипеда
- Внутренняя система
- Внешние и комбинированные системы
- Лучшие фирмы производители переключателей скоростей
- Shimano
- Sram
- Самые распространенные неполадки переключателей скоростей
- Итоги
Назначение переключателя скоростей велосипеда
Переключатели скоростей на «продвинутых» модификациях велосипедов позволяет оптимизировать езду по дорогам различного качества. Такая конструкция дает больше возможностей для трюков, перемещения по неровным дорогам и бездорожью. Главная сложность – правильная настройка и эксплуатация узла. Для того чтобы уметь это делать без помощи мастеров, нужно изучить устройство системы, знать, как взаимодействуют её детали.
Конструкция переключателя скоростей
Детали в составе трансмиссионного узла велика следующие.
- Ручка переключателя скоростей;
- Передний фиксатор, который помогает цепи переходить с одной ведущей звездочки на другую. Закрепляют его к раме рядом с педалями;
- Звездочки с разным диаметром и числом зубцов, размещенные на шатунах и закрепленные с помощью специальных болтов;
Задний переключатель скоростей. Размещен у заднего колеса велосипеда. Он позволяет передвигать цепь по звездочкам кассеты;
- Кассета, представляющая собой набор разнокалиберных звездочек;
- Цепь. Именно с помощью этого элемента выбранная передача передается к велосипедным колесам при прокручивании педалей. Нуждается в периодической очистке от грязи и смазке;
Манетки. С их помощью велосипедист осуществляет переключение передач на руле. Расположены эти комплектующие рядом с ручками. Левый шифтер отвечает за передний контроллер, правый – за задний. Устройство работает по типу натяжения-ослабления тросика, из-за чего и происходит переключение;
- Тросики. Предназначены для соединения шифтеров с переключателями скоростей. Они ответственны за правильный переход от одной передачи к другой, причем все зависит от того, насколько трос правильно натянут;
- Рубашка. Это трубка, укрепленная на раме, проходящая через трос.
Если говорить о цепях, то наилучшими считаются изделия серого металла с матовым покрытием. Желтоватый металл низкокачественный. Цепи из материала с никелевым покрытием – это средний ценовой сегмент.
Принцип действия переключателя скоростей
Принцип функционирования конструкции в следующем. Натягивание троса способствует перекидыванию рамки на звездочки, имеющие больший диаметр. Ослабление натяжения тросов приводит к перебрасыванию цепи велобайка на меньшие по размеру звездочки. Процесс переключения осуществляется шифтерными манетками, которые находятся на руле велосипеда.
Разновидности переключателей скоростей велосипеда
Все механизмы переключения передач разделяются на 3 разновидности.
- Внешние.
- Внутренние.
- Комбинированные.
Внутренняя система
Это самая старая разновидность системы передач. Принцип действия такого устройства – использование втулок планетарного типа без применения кассет. В составе трансмиссионного узла имеется всего 2 звездочки. Чаще всего, внутренняя система лишена переднего переключателя скоростей. Используется такое устройство на складных велобайках, а также прогулочных машинах и шоссерах. Рабочая система расположена внутри задней трубки планетарного тира. Отрегулировать эту конструкцию – дело непростое, поэтому доверить эту работу нужно специалистам.
Внешние и комбинированные системы
Большая часть модификаций велосипедов, рассчитанных на большое количество передаточных чисел, оснащены внешними системами. Применяют их на велобайках горного и городского типов. Общее устройство такого типа – это звезды разных размеров и контроллер. Весь узел представляет собой устройство кассетного типа. Возможны вариации от 3 до 24 передач. Настраивать механизм можно и самостоятельно. Естественно, если вы хорошо знаете устройство системы и принцип действия.
Что касается комбинированной системы переключения передач, то это своеобразная «помесь» описанных вариантов. Закрепляют ее на втулке велосипеда сзади. Настроить систему может только мастер-специалист. Эта конструкция не особенно любима покупателями, так как соединяет в себе минусы, присущие внешней и внутренней системам.
Лучшие фирмы производители переключателей скоростей
Приведем самые распространенные фирменные системы для переключения передач, их особенности и область использования.
Shimano
Японская компания Шимано – один из признанных лидеров рынка в области производства велосипедных аксессуаров. Продукцию Shimano отличает следующее.
- Сочетание хорошего качества со сравнительно невысокой стоимостью;
- Система Tourney – отличный вариант для прогулочных великов и спокойной езды;
- Saint, Deore, Slx – эти устройства применяют на великах различных категорий, рассчитанных вплоть до 33 передач.
Sram
Как и продукция Шимано, переключатели скоростей для велосипедов от Sram разделяются на спортивные и любительские.
- ESP 3,0 – применяют в городских велобайках;
- ESP 4,0/5,0 – по сравнению с профессиональными системами, не такие дорогостоящие. Применяются на туристических моделях велосипедов;
- ESP 7,0 – профессиональная продукция, очень добротная и прочная.
Говорить, какая из этих фирм лучше, было бы некорректно. Все зависит от ваших личных предпочтений.
Самые распространенные неполадки переключателей скоростей
Систему передач, чаще всего, приходится ремонтировать в таких случаях.
- Растянулся трос. Признаками этой неполадки является перемещение цепи без звука и ее «нежелание» ложиться на звездочки малого диаметра. Проблему можно устранить регулированием барабана на шифтере. Настраивать нужно до тех пор, пока устройство не начинает работать корректно;
- Обрыв троса велосипеда. Проблема решается заменой троса на новый;
- Заедание пружины. Вполне возможно, что устройство засорилось, и его нужно прочистить;
- Сломались или деформировались винт или рамка. Остается только заменить их.
Итоги
Ничего сложного в устройстве переключателя скоростей велосипеда и принципе действия нет. Содержание в постоянной чистоте, квалифицированная отладка и бережное отношение – залог того, что устройство будет вам служить долго и стабильно.