С появлением желания проехать по любимым местам за короткий промежуток времени или осмотреть ещё больше территории, чем ты можешь накрутить при помощи педалей, владельцы велосипедов начинают задумываться о модернизации своего железного коня до электровелосипеда. Для этого и изобрели электроколесо, позволяющее реализовать поставленные цели. Остается разобраться в том, как выбрать мотор-колесо для велосипеда.
Что такое электроколесо
Покупка нового электровелосипеда, довольно затратное дело. А что делать со старым велобайком? Рассмотрим нововведения, которые придумали современные инженеры. А именно электроколесо для велосипеда и дополнительные устройства, позволяющие усовершенствовать старый двухколесник до параметров уже готовых электробайков.
Электровелосипед включает в себя несколько составных частей, но основным является электроколесо, за счёт чего и осуществляется движение. Мотор-колесо представляет собой стандартное колесо велосипеда, с мотором в месте, где расположена втулка.
Основная часть мотор-колеса – статор, представляющий собой неподвижные, стальные пластины, размещённые по окружности в форме многолучевой звезды. Каждый край звезды покрыт медной обмоткой. На обмотку подаётся напряжение, в результате чего образуется магнитное поле, что отталкивает магниты ротора. Подача напряжения на соответствующую обмотку, находящуюся напротив магнита, осуществляется за счёт трёх датчиков Холла.
Задача приспособлений Холла определять нахождение магнитов ротора относительно обмоток статора. Устройство реагирует на созданное постоянное магнитное поле и передаёт электрический сигнал в контроллер.
Последний побуждает к подаче импульса напряжения на определённую обмотку. Обмотанная пластина выступает в роли электромагнита и при соприкосновении разноимённых полюсов создаёт кручение мотор-колеса велосипеда.
Разновидности электроколес
Электровелосипед бывает трёх видов, в зависимости от места расположения мотор-колеса:
- Полноприводный — предполагает распределение мощности двигателя одинаково на два колеса;
- Переднеприводный — предполагает переднее мотор-колесо как основное, заднее колесо остаётся неизменным;
- Вариант заднеприводного байка — как наиболее классический. Ведущее заднее мотор-колесо.
Типы двигателей
При выборе электроколеса нужно определиться для каких целей будет использоваться транспортное средство, так как от этого зависит вид электродвигателя (редукторный, кареточный, прямого хода), мощность и соответственно вес батареи.
- Двигатель мотор-колеса редукторного типа легче, имеет меньшую мощность;
- Двигатель кареточного типа рассчитан на установку в каретку. Имеет маленький вес. Регулировка скорости возможна не только при помощи переключения ручки скорости, но и за счёт установленных звёзд на велосипеде;
- Электроколесо с двигателем прямого хода значительно увеличит скорость велосипеда, но при этом добавит больше веса и времени на зарядку батареи, но сохраняет наивысшее значение коэффициента полезного действия (КПД).
Достоинства и недостатки
Попробуем свести воедино достоинства и недостатки технологии.
Достоинства
Рассмотрим положительные стороны:
- Позволяет разгоняться и сохранять высокое значение скорости;
- Экологичный транспорт, такой велосипед не оказывает вреда природе в сравнении с ущербом, наносимым мотоциклетным транспортом;
- Двухколесник с электроколесом практически бесшумный;
- Устанавливаемая конструкция проста в сборке и обслуживании;
- Велосипед работает на электроэнергии, что дешевле, если сравнивать со стоимостью бензина;
- Большой выбор конфигурации. Это объясняется в различной стоимости комплектующих (например, электродвигатель, который имеет различную мощность);
- Мобильность.
Недостатки
Как мы видим конструкция имеет немало положительных сторон, но посмотрим и на минусы:
- Относительная дороговизна всех комплектующих частей электроколеса;
- Не в каждом городе есть специалисты, разбирающиеся в велосипеде с мотор-колесом;
- При поездках на дальние расстояния, отсутствует возможность где-то подзарядить батарею;
- Большое потребление электроэнергии при зарядке батареи, возможны проблемы с розетками и проводкой;
- Редкость электровелосипедов привлекает воров.
Установка электроколеса своими руками
В интернете существует множество статей о самостоятельном изготовлении и установке на велобайк мотор-колеса. Но насколько качественны и верно изготовлены такие детали, зависит от выполнявшего работу. Кроме этого, необходимо хорошо разбираться в принципе работы электроколеса. Намного практичнее и быстрее заказать уже готовый комплект и согласно прилагаемой инструкции установить.
Стандартный набор для перевоплощения велобайка в электровелосипед:
- Мотор-колес, в зависимости от выбранного размера от 20 до 28 дюймов и различного электромотора, установленного на месте втулки колеса;
- Батарея с замочком для безопасного крепления, имеющая различные габариты и место крепления. В зависимости от выбора батареи крепится на место багажника, на раму или под седлом;
- Прибор с маленьким экраном или без него, для установления параметров езды и данных о состоянии батареи;
- Дополнительные части комплекта (соединительные провода, ручки для переключения и торможения, устройство для зарядки батареи, сумку-чехол для батареи).
В основном все комплекты имеют стандартный набор, но различаются по некоторым критериям.
Первым делом снимают стандартное колесо и устанавливаем мотор-колесо, если предполагается заднеприводный, то в дальнейшем одеваем задние звезды.
Если мотор-колесо размещают на переднем колесе, то нужно позаботиться о надёжности всего велосипеда, особенно вилки. Осмотреть её целостность, возможность установки мотор-колеса, а именно ширину между штанами вилки, прочность крепления дропаутов. Закончив крепление электроколеса, удостовериться в его нормальной работе.
Провести монтаж батареи, контроллера, ручек скорости, панели управления и PAS системы, и провести соединение при помощи проводов между частями электровелосипеда. Свериться с инструкцией.
Нужны ли права на велосипед с электроколесом
Главный вопрос, который не оставит в покое будущего владельца велосипеда с электроколесом. Необходимы ли права для езды на таком транспорте?
В законодательстве не прописано получение прав на такие транспортные средства, так как различий между электробайком и велосипедом нет. Мотор-колесо для велосипеда не убирает надобность прикладывать силу для передвижения, а скорость при помощи которой владелец сможет достичь требуемого, не ограничена законодательными пределами. Даже если сумеете разогнаться до 500 км/ час и больше.
Итоги
При выборе электроколеса для велосипеда тщательно прочитайте про параметры. Какая именно батарея, сколько она продержится в пути, используемый материал для изготовления, до какой скорости можно разогнаться с выбранным электроколесом. Возможности совмещения педалирования и работы электроколеса. Какие тормоза и ручки скоростей прилагаются к комплекту.
Неважно какое установлено мотор-колесо, основным остаётся сила велогонщика. Так как она необходима не только для того чтобы поднять и перенести велобайк, прибавивший в весе, но и поддерживать определённую скорость для сохранения полезного действия электроколеса.
Для получения высшего значения скорости, не гонитесь за лучшими параметрами. Сделайте выбор в пользу мотор-колеса средней мощности (250 Вт) с возможностью сохранения скорости.